Найти тему
Кофе с филологом

О чем «Оно» Стивена кинга на самом деле. Обсуждаем проблематику романа

Оглавление
Проблематика «Оно» Стивена кинга
Проблематика «Оно» Стивена кинга

В данной статье мы разберем проблематику «Оно» Стивена кинга. Если хочешь узнать немного больше об этом романе, подписывайся на мой телеграм канал.

Осторожно, спойлеры

Проблематика

Это история о семи друзьях, которые проживают в штате Мэн, в вымышленном городе Дерри. Эти дети объединяются в «клуб неудачников», потому что каждого из них пытается убить загадочный монстр, который выслеживает маленьких детей и их съедает. У этих семерых детей есть еще и внешние враги, лидером которых является Генри Бауэрс.

Это существо Оно выступает в образе страшного клоуна Пеннивайза, но монстр может принимать вообще любые формы, поэтому дети и называют его «Оно». Взрослые не могут видеть Пеннивайза, взрослые уже не верят ни во что, и поэтому не могут предположить, что у зла может быть какое-то нерациональное объяснение. То есть они «Оно» не видят, и поэтому дети остаются с этим клоном фактически один на один. Помощи от родителей они получить не могут и поэтому вынуждены сами бороться со злом, который живет в их городе.

Пеннивайз живет в канализациях под самим городом и появляется в этом городе Дерри раз в 27 лет. И роман описывает историю 1958 года, когда Пеннивайз приходит в Дерри, и, соответственно, 1985 года, когда Пеннивайз возвращается спустя 27 лет. Семеро детей в первой части романа, борются с Пеннивайзом, ранят его, и «Оно» уходит в глубину туннеля. И через 27 лет «Оно» возвращается, и опять эти же дети, которые уже стали взрослыми, возвращаются в городок Дерри, чтобы опять бороться с клоуном.

Действие книги происходит в двух временных отрезках, в 58 и 85 годах. Соответственно, и жизненные реалии Кинг описывает двух эпох. И мы можем видеть, как Америка изменилась за эти 27 лет. Мы знакомимся с семью несчастными детьми. Их пытаются убить чудовище, над ними издеваются ровесники. Большинство из них испытывает давление или даже насилие со стороны своих близких, как физическое, так и психологическое. И дети в этом аду пытаются сохранить себя, им помогает дружба. Дружба — это один из основных, главных, центральных концептов всего романа «Оно», потому что только благодаря дружбе дети побеждают. Так как фабула постоянно перескакивает из 1958 в 1985 год, и воспоминания о детстве, о зрелости постоянно чередуются, создается целостная картина происходящего.

Каждая сцена романа, каждый самый незначительный персонаж обрисованы максимально точно, ярко, в полном обличии. Казалось бы, иногда совершенно неважные сюжетные ходы, второстепенные персонажи, без которых можно было бы обойтись, в романе Кинга предстают такими полновесными героями, такими людьми в полном их обличии, со всей историей, со всеми проблемами.

Бангор — это реальный город на карте штата Мэн. Из этого города в книге реализовано очень много разных деталей. Это и статуя национального американского героя Пола Баньяна. Это и название заведения «Нефрид Востока». Реальный ресторан называется «Восточный нефрит». То есть Кинг списывает реальность практически под копирку. И на самом деле в этом нет ничего зазорного. Мы то же самое видим в романе «1984», хотя нам, на первый взгляд, может показаться, что весь этот мир вымышлен Оруэллом.

Но и какие-то события тоже в городе Бангора повлияли на создание «Оно». В начале 20 века в Бангоре было нашумевшее дело об убийстве одного гея. И этот сюжет также вошел, как побочный в роман «Оно». Как говорил сам Кинг:

...если голова кажется вам гомофобной, то помните, что это реальный случай. И после чего он еще добавил, мы не делаем новости, мы сообщаем о происходящем.

Канализационная система в городе Бангор тоже существует, и Кинг тоже использует этот образ. Более того, он даже работал с реальными картами канализационной системы, поэтому она выглядит так правдоподобно. То есть, как устроена канализация в городе Дерри, это особенная история, потому что она настолько запутана, настолько сложна, что герои не могут себя найти в ней и выбраться оттуда. И это сюжетно тоже обусловлено, и это такой, очень важный для Кинга инструмент. Если человек это город, то канализация это все, что в нем такого черного, бессознательного, темного таится.

О детях

Детям по 11 лет. По мнению Кинга, это как раз тот возраст, когда уходит детство, и ребенок встречается с миром, у него начинает формироваться критическое мышление, он начинает взрослеть. В понимании Кинга взрослость, зрелость антонимичны детству. И на эту же антонимию можно наложить разум и воображение. Дети воображают, взрослые руководствуются разумом. Дети свободны от своих желаний, потому что они могут воображать, а взрослые уже от своих желаний не свободны. И взрослые уже более ведомы оказываются, чем дети. Поэтому взрослые меньше принадлежат себе, чем дети, по мнению Кинга.

Тема взросления

Тема взросление - это центральная тема. У всех детей в 11 лет, в общем-то, так или иначе, есть проблема с самооценкой, с неуверенностью в себе. И Кинг именно об этом и говорит. И поэтому у каждого есть какие-то отличительные способности. Ричи Тозер манипулирует голосом, может изображать что-то. Билл заикается, поэтому он придумывает для себя какую-то скороговорку. Эдди астматик и он носит с собой ингалятор. Бен толст и трусоват, но, помимо всего прочего, он имеет талант изобретателя. Майк Эндон чернокожий и этим все сказано. Расовый вопрос в Америке 80-х стоял очень и очень остро. В общем-то, этот вопрос по-прежнему для Америки один из самых проблемных. О слабости Бефф можно сказать тоже одним словом, она женщина, и в этом ее слабость, тяжело быть женщиной в мужском мире.

Все эти слабости делают их уязвимыми, но при правильном использовании в итоге становятся их оружием. И именно воображение детей там, в канализации, позволяет сделать из собственных страхов нечто, что может победить Оно. Умело используемая фантазия, преодоленные слабости человека в итоге становятся их отличительными чертами, чертами их индивидуальности, с помощью которых ты можешь преодолеть свою сущность. Это история про то, как не только взрослый сменяет ребенка, но и как зарождается личность. Что личность, она индивидуальна и она строится как раз из слабостей, из того, что другие не принимают в тебе. Только лишь приняв самого себя, ты вырастаешь в личность. И у всех героев «Оно» предстает в разных обличиях. У кого-то в образе мумии, у кого-то в образе оборотня, у кого-то в образе существа из «Черной лагуны».

У Беверли, у единственной девушки из «клуба неудачников», «Оно» принимает форму кровавых подтеков в ванной. И это, конечно же, намек на страх сексуального домогательства со стороны отца. Очевидно, что здесь Кинг работает с подсознательными страхами. Скажем, у Эдди «Оно» предстает в образе гигантской птицы, потому что он сам увлекается орнитологией, его отец увлекается орнитологией, и птица становится главной страстью и главным страхом. И тварь начинает преследовать «клуб неудачников» по одной простой причине. Потому что они вместе. Тварь ведь вылавливает детей поодиночке.

Что случилось с братом Биллом Джорджем?

Наверняка, даже если вы не читали книгу и не смотрели фильм, вы знаете эту хрестоматийную сцену, канализации, маленький ребенок Джордж видит в канализации лицо клоуна. Вообще, честно говоря, сцена потрясающая и абсолютно абсурдная. Но вот представьте себя на месте маленького мальчика Джорджа. Он выходит из дома один, бежит по темной улице за каким-то бумажным корабликом, который ему сделал любимый брат, и этот кораблик уплывает в канализацию. Какие ваши действия? Ну, наверняка вы разведете руками и пойдете домой. Но нет, Джордж стоит у канализации, с ним разговаривает клоун. Если бы со мной заговорил клоун, я бы просто убежала. Нет, Джордж, слушает его, вдруг ему клоун отдаст корабль. Клоун говорит: «Давай, иди сюда». Этот красный шарик, этот кораблик, этот желтый яркий дождевик стали яркими символами, которые остаются в памяти. Кинг умеет запечатлеть в памяти читателя детали. Возвращаясь к «Оно», «Оно» преследует детей. Почему? Потому что «Оно» ненавистна сама мысль о том, что миры этих детей могут соединиться.

Что воображение, сила воображения, сила дружбы, сила единения, сила любви всех этих маленьких детей, живых людей, что очень важно, могут победить «Оно», превратиться в единое целое, в единую силу, что в итоге и происходит. И тогда этому монстру точно придет конец. А «Оно» - всевидящая сущность, все видит, все прозревает, в том числе свою погибель. Именно поэтому «Оно» предпринимает действия. Много тратит силы на победу над детьми. И шаг за шагом, через детские воспоминания персонажей, Кинг нам показывает, как внутри них рождаются и формируются монстры, как страх, ненависть, обиды, слабости человеческие постепенно превращают обычного ребенка в будущего, возможно, маньяка и сумасшедшего. Неслучайно в романе есть сюжетные линии с Генри Бауэрсом и с его дружками. Потому что в жизни детей не было места для любви, настоящей дружбы, честности, взаимовыручки. И «Оно» превратило их в монстров. А в жизни детей из клуба неудачников было место для любви. Даже отец Беверли, который выстраивает насильственные отношения с ней, все равно ее любит. Она находит друзей в лице ребят, мальчишек, и они дарят друг другу теплую любовь. И именно поэтому эти люди как-то сохраняют себя, они выживают.

О чем книга

Эта книга не столько про то, что «Оно» это чудовище, а сколько про то, что чудовище мы сами, что мы живем в обществе, которое выращивает из нас чудовище, вытаскивает из нас нечто страшное, потустороннее, жуткое и непознаваемое.

Образ «Оно»

Давайте поговорим об образе Оно. Что это вообще за такое существо и почему оно стало таким важным даже для нашей культуры?

Дело в том, что Кинг очень увлекался всем ужасным и мистическим. И он разделил всех персонажей ужаса на три группы. Первая группа — это группа вампиров. Такой архетип вампира, который нам дал Брэм Стокер в «Дракуле». Это история про существо, которое питается другими. Что вообще у Дракулы есть? У Дракулы есть бесконечность, он бессмертен. У Дракулы есть знание, он очень умен. И Дракула мечтает стать человеком. Что ищет Дракула? Он ищет невесту. Но это трудностяжимо. Кто захочет жить с Дракулой? Тем более, что он не сможет с этой невестой в равных правах существовать. Он сделает из нее тоже вампира, а, следовательно, невеста станет бесплодна. И поэтому Дракула еще и одинок. Но важно, что Дракула пьет кровь, питает за счет других.

Второй тип чудовищ — это безымянная тварь, как у Лавкрафта, которая есть за дверью. Как говорил Лавкрафт, увидев которую, человек сходит с ума. Потому что даже увидев одно щупальце, одну конечность этой твари, человек не может оставаться в здравом рассудке, потому что это выходит за рамки любого понимания человеческого. Это сверхпонимание, это то, что нам не подспудно, то, что мы не можем понять, то, что сводит нас с ума.

Третий тип чудовищ — это сам человек. Это чудовище, которое вышло из-под контроля. Это чудовище, которое вышло из человека. Яркий пример — это история доктора Джекила и мистера Хайда, написанная Стивенсоном. Вот доктор Джекил ставил эксперименты, вытаскивал из себя темную сущность, чтобы ее преодолеть и покорить. И вот оказалось, что эта сущность выходит из-под контроля и, в общем-то, начинает уничтожать самого доктора Джекела.

Не забывайте подписаться на мой телеграм канал «Кофе с филологом»

Ставьте лайки, подписывайтесь на дзен-канал и конечно же делитесь статьей в соцсетях!