Первоначальный прогноз урожая составлял 93 млн тонн, в начале мая из-за случившихся заморозков его понизили до 91 млн тонн, сейчас прогноз еще скромнее — 86 млн тонн. Угрожает ли это потребителям, аграриям и экспортерам?
Прогноз сбора пшеницы в России в этом году снова понижен. Это уже второй негативный пересмотр прогноза со стороны Института конъюнктуры аграрного рынка с начала месяца. Причины — в аномальных заморозках, нетипичных для мая.
Несколько российских регионов объявили режим ЧС, а аграрии получили право на страховые выплаты. Не останемся ли мы без урожая?
Если опираться на прогноз Института конъюнктуры аграрного рынка, можно сделать вывод, что последствия заморозков в начале мая в Центральной России оказались серьезнее, чем специалисты предполагали изначально. В этот раз прогноз сбора пшеницы в России уменьшили с 91 до 86 млн тонн. А прогноз экспорта пшеницы понижен еще на 3,5 млн тонн, до 47 млн. Минсельхоз уже не исключает корректировки прогноза сбора всего зерна в этом году — на планку менее 132 млн тонн. Насколько все это критично? На самом деле, не сильно, говорит управляющий партнер Agro and Food Сommunications Илья Березнюк:
Илья Березнюк управляющий партнер Agro and Food Сommunications «На самом деле, заморозки действительно оказались неприятным сюрпризом для наших аграриев, но тем не менее мы с ними сталкиваемся уже не в первый раз, были ведь и действительно неурожайные 2010-2011 года. То, что произошло сейчас, это конечно неприятность, но даже несмотря на прогнозы по снижению общего урожая, ну опять же, впереди еще будут корректировки, это абсолютно приемлемые цифры и для внутреннего рынка и, в принципе, для экспортного потенциала».
Если переложить эти ощущения в цифры, становится спокойнее — внутреннее потребление зерна в России традиционно составляет около 80 млн тонн. И даже при самых негативных сценариях этого года российские аграрии соберут урожая гораздо больше — никакого дефицита зерна не будет. Да, рынки среагировали сильнее, чем ожидалось, но на то они и рынки, чтобы паниковать сильнее, чем надо, уверен замгендиректора крупнейшего производителя корма в России, компании «Мегамикс» Арсений Власов:
Арсений Власов замгендиректора крупнейшего производителя корма в России — компании «Мегамикс» «С другой стороны, мы понимаем, что спекулятивно, как только про заморозки узнали на европейских и американских площадках, биржи среагировали поднятием цен, и сейчас есть предварительное ожидание, прогнозируется — что на 5-7%, в принципе, будет на мировом рынке в связи с заморозками в нашей стране скорректировано вверх. Остатки зерна и вообще зерновых достаточны в России, мы били рекорды в последние годы в части экспорта и бьем в целом на наших уборочных кампаниях».
Посевная в этом году сложилась крайне неудачно — весенние заморозки, особенно сильные в регионах Центральной России — ударили как раз в период первого цветения и раскрытия злаковых культур. Глава Липецкой области Игорь Артамонов заявил, что заморозки погубили около 5% посевных площадей региона — ячмень, рапс и сахарная свекла пострадали больше других культур. Сейчас хозяйства экстренно все пересевают, семян достаточно, отметил губернатор. И добавил, что введенный в регионе режим ЧС позволит максимально оперативно получать страховые выплаты. Вот как раз по поводу страховок есть серьезные сомнения, говорит гендиректор компании «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов:
Сергей Соколов гендиректор компании «Новосибирскхлебопродукт» «Действительно, есть сегодня тревожные звонки, есть в некоторых регионах возможность пересеять, но эти риски, в принципе, традиционные. В целом картинка будет понятна где-то, наверное, в середине июня, когда начнется первая уборка, понятны будут результаты пересева, когда закончится посевная в Сибири, потому что в Сибири, например, обстановка складывается благоприятная по погодным условиям, по наличию влаги в почве. Относительно страхования, к сожалению, механизм не самый популярный сегодня, мало какие хозяйства страхуются и от засухи, и от вот таких явлений, как заморозки. Когда возникает страховой случай, то сам механизм доказывания и определения размера ущерба настолько специфичны, что, как правило, аграрий вынужден, помимо того, что пострадал действительно, он еще вынужден доказывать, что он имеет право на компенсацию. Страховые компании не только не выплачивают, но и взыскивают ранее выплаченные средства».
Сейчас режим ЧС в сельском хозяйстве действует в Липецкой, Тамбовской и Воронежской областях. Толк от этого режима, несмотря на неразвитую систему страховых выплат, все же есть, говорят опрошенные Business FM аграрии.
Если возмещений убытков дождаться вряд ли будет можно, то пролонгировать взятые кредиты — вполне. Чем участники рынка и воспользуются.