Найти тему

«Once In a Lifetime». Шедевр абстрактной поп-музыки, перепетый лягушонком Кермитом

В начале 1980-х будущее Talking Heads было весьма неопределённым. Сами участники команды и не надеялись, что они вот-вот запишут свою определяющую песню. Это казалось невозможным для группы, которая находилась на грани выгорания.

Группе потребовалось некоторое время, чтобы подвести промежуточные итоги. Вокалист Дэвид Бирн использовал свободное время для работы с продюсером Брайаном Ино. Барабанщик Крис Франц и басистка Тина Уэймут отдыхали на Карибах, размышляя о будущем группы и впитывая новые музыкальные влияния.

«Говорящие головы» всегда выделялись из общего ряда. И не только безразмерными костюмами, которые Дэвид Бирн носил, стремясь казаться меньше. Это были интеллигентные панки из арт-школы, щеголявшие доброжелательным бунтом против обыденности.

Одно из самых ярких достижений Talking Heads — легкомысленное безумие песни «Once in a Lifetime». Прежде чем попытаться проанализировать оригинал, стоит рассмотреть одно из его наиболее своеобразных воплощений — кавер в исполнении лягушонка Кермита. Зелёный любимец детворы оказался весьма органичен в контексте ритма афробита, абсурдистской поэзии и угловатых звуковых ландшафтов.

Бирн и Ино не были заинтересованы в создании ещё одной пластинки Talking Heads. Как только их уговорили, процесс тут же был пошёл. Крис Франц вспоминал: «К ночи мы сделали перерыв, чтобы послушать то, что мы записали. Можно было услышать, как прорастают, мутируют и развиваются разные интересные элементы. У Talking Heads всё ещё была отличная химия, и биты были хорошими. Под это можно было танцевать!»

В «Once in a Lifetime» скрыто множество музыкальных аномалий. Песня звучит невероятно насыщенно, но в ней мало изменений аккордов. Синтезаторы смешиваются с органом «Хаммонд», ритмы накладываются друг на друга, гитара в стиле регги сочетается с фанковым басом и даб-барабанами.

Смешение инструментов и энергий приводит к кажущемуся беспорядку, который на самом деле складывается в комфортное творческое пространство.

Сочиняя текст, Дэвид Бирн стремился повторить интонацию проповедника, телевизионного миссионера. В интервью он прояснил смысл песни: «Мы в значительной степени находимся в бессознательном состоянии. Действуем в полусне или на автопилоте дома, в семье, на работе. И никогда не останавливаемся, чтобы спросить себя: "Как я сюда попал?"»

Хотя песню можно признать критикой материализма 1980-х, но она лишь призывает слушателя остерегаться самоуспокоенности, время от времени размышлять и принимать абсурдность жизни. Ведь если вдуматься, окружающая реальность — весьма странная штука!

«Ты можешь очнуться, осознавая, что живёшь в одноэтажной хижине.
Ты можешь очнуться, осознав, что ты на другом конце земного шара.
Ты можешь очнуться, осознав, что ты за рулём огромного автомобиля.
Ты можешь очнуться, поняв, что живёшь в отличном доме с красивой женой.
И ты можешь спросить себя: что ж, как я сюда попал?»

-2

Пожалуй, «Once in a Lifetime» была одной из самых причудливых, абсурдных и где-то даже дадаистских хитов, попавших в чарты. В клипе Дэвид Бирн, облачённый в костюм, галстук-бабочку и очки, танцует, словно одержимая марионетка, повторяя движения африканских аборигенов и японских сектантов. Видео подхватил канал MTV, который запустился через десять месяцев после выхода альбома «Remain In Light». С тех пор яркий визуальный ряд неотделим от песни.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!