Законопроект "О прозрачности иностранного влияния" будет принят в окончательном чтении во вторник, но у президента Саломе Зурабилшвили, которая действует по указке зарубежных акторов, есть шанс кое-что изменить, сказал премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе на брифинге.
В Тбилиси ежедневно с 15 апреля проходят масштабные акции против т. н. закона об "иноагентрах". Их проводят оппозиционеры, неправительственные организации и гражданские активисты, которые называют законопроект "российским законом" и обвиняют власти в изменении внешнего курса. Не принимать законопроект призывают Грузию ЕС, США, НАТО и другие западные партнеры.
"Завтра парламент Грузии будет действовать согласно рациональной воле большей части населения и в третьем чтении примет закон, который внесет важнейшую лепту в завершение навязанной извне так называемой поляризации", – сказал Кобахидзе.
По его словам, проведенное в апреле социологическое исследование показало, что более 80% населения поддерживает прозрачность финансирования неправительственных организаций, а более 60% – инициированный законопроект.
"Извне никто не сможет запретить Грузии защищать свои национальные интересы", – сказал Кобахидзе.
Он подчеркнул, что в рамках третьего слушания никакие существенные изменения не удастся внести в законопроект, но власти открыты к дискуссии в рамках вето.
Он назвал неконструктивным заявление президента Грузии Саломе Зурабишвили о том, что она не намерена "вступать в эту игру, чтобы облагораживать этот закон". Она вновь назвала этот законопроект российским и отметила, что он таковым и останется.
Так в минувшее воскресенье президент отреагировала на слова премьера о том, что мотивированные замечания к вето пишет не Зурабишвили, а неправительственные организации или кто-то за рубежом, что "одно и то же". Тогда Кобахидзе подчеркнул, что в беседе с представителями Евросоюза и ОБСЕ выразил готовность властей к открытому обсуждению и дискуссии.
На этот раз премьер Грузии повторил свои слова о том, что мотивированные замечания к вето Зурабишвили пишет не сама и призвал ее "действовать так же, как она действовала до сих пор".
"Этот инструмент – рычаг, который может быть использован и сейчас, а если Саломе Зурабишвили не предоставит такую возможность ни властям, ни международным партнерам, это, естественно, будет ее ответственностью", – сказал Кобахидзе.
По его словам, есть две недели (с 14 по 28 мая) на согласование позиций и их отражение в законопроекте в рамках вето.
"Если у Саломе Зурабишвили будет деструктивная полиция, которую она зафиксировала вчера, в этом случае процесс осложнится. Мы еще раз фиксируем свою готовность и открытость к дискуссии", – заявил Кобахидзе.
Оппозиционеры, представители НПО и гражданские активисты, выступающие против принятия законопроекта "О прозрачности иностранного влияния", утверждают, что он ставит в один ряд друзей и врагов Грузии, навешивает ярлыки и препятствует интеграции страны в ЕС.
Власти Грузии подчеркивают, что законы о прозрачности иностранного финансирования уже есть у США, Израиля и Австралии, а в Евросоюзе и Франции такие законопроекты находятся на стадии рассмотрения. Между тем к отказу от принятия данного законопроекта Грузию призвали Евросоюз и отдельные страны ЕС, США, ООН, НАТО и Совета Европы.
Законопроекта "О прозрачности иностранного влияния" предполагает регистрацию неправительственных организаций и СМИ в реестре организаций, проводящих интересы зарубежной силы, если 20% их годового дохода – это зарубежное финансирование. В год раз они должны заполнять декларацию.
Власти аргументировали повторное инициирование законопроекта, отозванного на фоне массовых протестов в марте 2023 года, тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности.