Записки директора БФ Менора Ирины Гуткиной
Шалом, друзья!
Сегодня абсолютно точно хочу поговорить с вами про надежду.
Мы часто любим рассуждать про плохое, про то, кто виноват и что делать. И об этом — почему плохо у нас получается — почти всегда просто рассуждать. Чего уж там… жизнь вокруг как будто намеренно нам помогает сгущать краски.
— Фима, включи эти новости. Кому там еще хуже, чем нам?
Так про какую же надежду поговорим?
Что это вообще такое и зачем она нам сегодня, когда хочется простых ответов и быстрых решений все-всех проблем?
Но ведь именно надежда становится тем вектором, который дает нам силы, помогает нам иди вперед вопреки всей тьме и непредсказуемости.
Я долго думала, что же это за такой инструмент, данный человеку? Как сохранять надежду при всех негативных и страшных обстоятельствах вокруг?
Еврей перед казнью: — Ваше последнее желание? — Хочу черешни. — Но сейчас же январь! — Я подожду…
Надежда на, казалось бы, несбыточное — это и есть то, что помогает жить и действовать.
Вряд ли я найду точное определение, но для меня это скорее не мечта (это тоже очень важная составляющая), а путь и силы, которые помогают двигаться к мечте или к новой лучшей стадии мира вокруг. Не важно, мира ближнего нашего круга, или круга более широкого. И тот и другой становятся светлее, если надежда есть у каждого: не у страны или массы людей, а у каждого человека.
Надежда — это всегда предвестник. Надежду можно притушить, но она чаще всего вопреки людям снова появляется. Получается, что это та эмоция, которая дает нам силы, иногда даже вопреки нашему состоянию и возможностям.
Пришёл Мошиах. Все евреи, естественно, собрались на улицах Иерусалима, стоят переглядываются, перешептываются.— Все здесь?— Спросил Мошиах.— Все, — несколько раз повторила толпа.Вдруг кто-то выкрикнул:— Стойте, нет! Портного Рабиновича нет!— Пошлите за ним!— Голос из толпы:— Да, сейчас, минутку, он говорит, что строчку дошьет и придет.Стоят, переменяются с ноги на ногу, значит, ждут Рабиновича. Рабиновича нет. Опять послали за ним. Он передал:— Да, да, вот только дошью тут немного и приду.После третьего раза Рабинович снова не пришел.Наконец, рассерженный Мошиах сам идёт домой к Рабиновичу, слезает с осла и заходит в дом. А тот спокойно строчит на швейной машинке и негромко напевает.Мошиах:— Сколько можно тебя ждать?Рабинович:— Ой-ой-ой, кто бы говорил!
Надежда — это не про громкие слоганы, а про свет внутри. И как раз сегодня мне вспомнился самый яркий пример: в день рождения современного Израиля как не вспомнить, что эта удивительная страна и в древнем и в современном своем воплощении — это путь к надежде тысяч и тысяч, и каждого из нас. Поколениями, мечтая, каждый надеялся.
Сегодня свет надежды как никогда ярче. Потому что именно в тяжелые времена нам нужно помнить, что мы люди, а значит надеяться на то, что у каждого будет своя мечта, у каждого будет свой путь, у каждого будут возможности жить и надеяться.
Надежда-как ни старайся от неё избавиться, она всякий раз мучительно возвращается, потому что мы терпеливо ждем и верим, потому что именно надежда заставляет нас не только ждать, но и делать конкретные шаги к воплощению мечты.
С днем рождения, страна Надежды! С праздником всех нас, людей, глядящих на мир с надеждой и идущих пусть небольшими шагами, но упорно вперед, навстречу к добру и свету!