Найти в Дзене

Ахтала (глава из повести "Так вот она какая - Армения моя!")

Продолжаем автопрогулку от Алаверди в Ахталу и Ахпат. От горных видов захватывало дух. На каждом витке серпантина дружелюбный Ашот делал остановки. Способен ли на такое угодничество таксист-водила в России? А для Армении это норма! Вот моя любимая гора — со спиленным верхом. Напомнила любимый Крым. Вай, стой-стой! Вот ещё красивая горка… «Алексей, мы каждую гору в Армении будем снимать?» — читалось в грустных глазах моего деликатного извозчика. Вай, какой восторг! Как я вам завидую, ребята! Среди такой красоты живёте. — Да мы уж пообвыклись как-то, и не замечаем вовсе…
«А хоть бы я и жадничаю — зато от чистого сердца!» — говаривал один знаменитый мультяшный персонаж. Вы мне напомните — я о нём завтра расскажу.
О, боже, моя мама — какая панорама! При ближайшем рассмотрении выяснилось, что задранный кверху нос чудища рукотворен. Это остатки сторожевой башни на крохотном плато. Наверное, в древности эта башня входила в цепь укреплений крепости Ташир-Дзорагетского царства. А вот и г
Так вот она какая - Армения моя! | Лаборатория Исторических Прозрений | Дзен

Продолжаем автопрогулку от Алаверди в Ахталу и Ахпат.

От горных видов захватывало дух.

-2

На каждом витке серпантина дружелюбный Ашот делал остановки. Способен ли на такое угодничество таксист-водила в России? А для Армении это норма!

Медеплавильный вулкан всё дальше.
Медеплавильный вулкан всё дальше.

Вот моя любимая гора — со спиленным верхом. Напомнила любимый Крым.

-4

Вай, стой-стой! Вот ещё красивая горка…

-5

«Алексей, мы каждую гору в Армении будем снимать?» — читалось в грустных глазах моего деликатного извозчика. Вай, какой восторг! Как я вам завидую, ребята! Среди такой красоты живёте. — Да мы уж пообвыклись как-то, и не замечаем вовсе…
«А хоть бы я и жадничаю — зато от чистого сердца!» — говаривал один знаменитый мультяшный персонаж. Вы мне напомните — я о нём завтра расскажу.
О, боже, моя мама — какая панорама!

Как будто голова спящего чудища с носом кверху!
Как будто голова спящего чудища с носом кверху!

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что задранный кверху нос чудища рукотворен. Это остатки сторожевой башни на крохотном плато.

-7

Наверное, в древности эта башня входила в цепь укреплений крепости Ташир-Дзорагетского царства. А вот и главная стена — руины крепости Ахтала.

-8

В традиционной кривдоверсии считается, что крепость Ахтала основана в X в. князем Ашотом Вогормацем — тем самым, чей памятник на забавной лошадке мы видели утром в Гюмри.

В свете новейшей реконструкции подлинной истории понятно, что датировка X-м веком неверна. Это информационно непроницаемая древность. Древнейшие события, смутно запечатлённые в письменной истории человечества, датируются второй половиной XII в. — это эпоха крымского («византийского») князя, послужившего прообразом для легендарного Исуса Христа. Сам АШОТ ВОГОРМАЦ (? — 977) — ЭТО ФАНТОМНЫЙ ДУБЛИКАТ «ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО» = Михаила VIII Палеолога (? — 1281), отца Андрея Боголюбского = Андроника II Палеолога.

Да кстати, никаких сооружений, которые кривдоисторики могли бы датировать X-м веком, в Ахтале до наших дней не сохранилось. Роскошный собор Пресвятой Богородицы, действующий по сей день, датируют XII веком.

-9

Якобы на каком-то хачкаре есть надпись на армянском языке, которая сообщает о возведении этой церкви в 1188 г. женщиной Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике. А якобы в начале XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели из рода Закарянов, влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской апостольской церкви в лоно Грузинской православной церкви, передает монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм.

Хачкар — уникальное произведение искусства, присущее исключительно армянской культуре. Это каменная стела с вырезанным изображением креста.
Хачкар — уникальное произведение искусства, присущее исключительно армянской культуре. Это каменная стела с вырезанным изображением креста.

Опять эти Закаряны! Как было отмечено выше,

Закаряны — это фантомные дубликаты русских князей-ханов Захарьиных (втор. пол. XV в. — 1556). В моей новой книге «Разоблачение пророков и царей» подробно описывается, что в кольце Причерноморья в период 1537 – 1556 гг. существовала Боспорская империя молодого Никиты Захарьина = Митридата Евпатора = Александра Македонского. Вероятно, крепость и монастырь Ахтала были возведены в середине XVI в., когда земли Закавказья (и в частности, территория современной Армении) входили в состав империи Никиты-Александра Захарьина = 3-й части «Ивана Грозного».
Судя по датировке на хачкаре (если она вообще имеется), речь идёт о царе
Кюрике II (? – 1089); другая транскрипция его имени – Гурген. Считается, что при нём Ташир-Дзорагетское царство пришло в упадок. Кривдопедия сообщает, что у этого Кюрике было двое сыновей – Давид и Абас, а также одна дочь (без указания имени). Поскольку никаких других царей с именем Кюрике в более поздние времена кривдоисторики не приводят, остаётся признать, что строительница собора в Ахтале Мариам – это и есть та самая безымянная дочь царя Кюрике II. Но если царь-отец умер в 1089 г., а дочь Мариам возвела храм спустя 99 лет, то сколько же она прожила? Сочинители армянской кривдоистории были несусветными пропагандистами кавказского долгожительства!
И всё же даже в этой хронологической нелепице можно разглядеть распознанные в моей книге факты из русской истории! Вероятно,
МАРИАМ – ЭТО ФАНТОМНЫЙ ДУБЛИКАТ ЦАРИЦЫ-МАТЕРИ ЕФРОСИНЬИ-КОВГОРШАД = ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ = МАРИИ АНТИОХИЙСКОЙ, одним из распознанных дубликатов которой оказалась Дева МАРИЯ, мать Исуса Христа ~ Никиты Захарьина «Грозного». То есть опять же – XVI век.
В главе о казанских правителях было установлено, что заговорщица Ефросинья-Ковгоршад = Ливилла Юлия приходилась дочерью военачальнику Нерону Клавдию ДРУЗу Старшему = князю ЮРИЮ Дмитровскому = боярину ЮРИЮ Захарьевичу Кошкину. То есть была «Захарянкой». Да ведь К-ЮРИке = Г-ЮРген – это и есть армянская форма имени ЮРИЙ!
А царица-мать Ефросинья-Мария-Елена = Екатерина Медичи действительно прожила долгую жизнь, хотя, конечно, и не сто с лишним лет.

Въездная башня крепости Ахтала. Фотография уникальна тем, что впервые мне удалось вырезать огромного размера автомоблюдище, безнадёжно портящее вид старинного сооружения. Несколько людишек и провода вырезаны уже играючи.
Въездная башня крепости Ахтала. Фотография уникальна тем, что впервые мне удалось вырезать огромного размера автомоблюдище, безнадёжно портящее вид старинного сооружения. Несколько людишек и провода вырезаны уже играючи.

Итак, армянская КРЕПОСТЬ АХТАЛА БЫЛА ПОСТРОЕНА КНЯЗЕМ ЮРИЕМ ДМИТРОВСКИМ = КЮРИКЕ II или его сыном РОМАНОМ ЮРЬЕВИЧЕМ ЗАХАРЬИНЫМ, а вскоре после этого СТАРАНИЯМИ ЕФРОСИНЬИ = МАРИИ = ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ В КРЕПОСТИ БЫЛ ВОЗВЕДЁН СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Позднее Ахтала стала крупнейшим халкидонитским монастырём и культурным центром Северной Армении, но административно являлась центром епархии Грузинской Православной Церкви. Поэтому интерьер собора Пресвятой Богородицы нетипичен для армянской церкви.

-12

Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней два ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие византийские образцы.

В нижней части западной стены изображены святые Грузинской церкви, среди которых Св. равноапостольные Нина и Иоанн Зедазнели.
В нижней части западной стены изображены святые Грузинской церкви, среди которых Св. равноапостольные Нина и Иоанн Зедазнели.
Обрамления окон храма признаются типичными для грузинской церковной архитектуры.
Обрамления окон храма признаются типичными для грузинской церковной архитектуры.

В южном и северном рукавах креста, образующего пространство храма-базилики, представлены циклы росписей, посвященные Пресвятой Богородице и Спасителю.

-15
-16
-17

Крайне забавно для русского глаза смотрятся лики знаменитых святых в армянских храмах. Вроде догадываешься, что перед тобой Богоматерь с Младенцем, но иконографический стиль непривычен. Это не Владимирская, не Казанская, не Смоленская, не Феодоровская Богоматери, легко угадываемые в русских церквях. Мы привыкли видеть Богородицу благообразной женщиной славянской наружности. А оказывается, её изображают и армянкой. Страшно представить — а в африканских храмах Богородица с Младенцем негры, что ли? В США, заигравшихся в толерантность к неграм, наверняка так дело и обстоит. Впрочем, государство США, исчадье ада и эпицентр мирового зла, с христианством несовместимо в принципе. Оно там только понарошку. В облегчённой протестантской обёртке — с Мерри-Кристмасом и джингл-беллсами.

-18

Помимо главного храма внутри монастыря находится небольшая зальная церковь Св. Василия.

-19

Сохранились руины двухэтажного жилого корпуса.

-20

Заглянешь внутрь — ахнешь! Кажется, отовсюду на тебя сейчас выползут доисторические рептилии. То есть жившие до исторического материализма.

-21

Кое-где в крепости сохранились подземные ходы.

-22

С монастырско-крепостного плато открывается роскошный вид на ущелье речки Дебед.

-23

И на унылые корпуса Горно-обогатительного комбината, причудливо встроенные прямо в скалы.

-24

Однако, пора держать путь к выходу — Ашот ждёт на своих «Жигулях». Или «Москвичах» — кто их разберёт… Помню, было что-то из советского прошлого, не фашистская автомоблюдина. Современную Армению вообще можно назвать Заповедником СССР. Кажется, что здесь остановилось время с 1980-х гг.
Вот, к примеру, миленький пейзаж при выходе из крепости.

-25

Я тут раньше никогда не был. И тем не менее сразу разглядел одну деталь из своего таджикистанского детства. Это не горы. И не коробки соцреализма.
Это чудный мусорный бачок посреди композиции. Настоящий металлический, ржавого цвета — всё, как полагается! Такие типовые бачки стояли повсеместно и в Таджикистане. Наверняка, и в России тоже. Только нынче в любой российской деревне их вытеснил пластик. А тут — вот он, стоит на самом видном месте! В полном соответствии с советскими эстетическими традициями. Расцеловать его готов от ностальгии! Грибу в лесу так не порадуешься, как этому атрибуту своего счастливого детства.
Эх, бибика — поехали кататься!
Прощай, Ахтала! В такую глушь заносит только раз в жизни.

-26

Вай, ну что за чудо эти армянские горы! Причудливые каменные останцы — Армянское Дивногорье!

-27

Сколь ни гляжу — всегда наворачиваются слёзы восторга. Хочется взмыть вверх вон по той тропке, взобраться на верхушку и крикнуть миру: «Э-ге-ге-гей!» Зачем крикнуть? — А просто так, от наплыва чувств. И спуститься вниз другой тропой.
А пока Ашот везёт на Ахпат, можно маленько поспат… спат… спат…

Продолжение следует.