Как-то раз в комментариях написали, что, если "Мартина Идена" почитать - мои статьи сразу станут интереснее, ибо рассуждать я буду не просто о своей жизни, а погружусь в глубины, недоступные простым смертным.
Книжечка эта у меня в очереди лежала, поэтому сразу передвинул поближе и расправился за два дня.
Так уж получилось, что последние дни у нас не квартира, а лазарет. Как самый пик магнитных бурь начался - бабушка двое суток проспала и настолько стала слаба, что не хотела даже вставать и есть, а, едва поднимаясь, падала и засыпала обратно. У жены непроходящие головные боли, а, мать пишет: "Мол, чувствую, что лежу и помираю." Да и самому как-то некомфортно работать - глаза при попытке к компьютеру подобраться - вываливаются через жёпь.
Только сейчас (через три дня) всем стало значительно легче.
Из-за невозможности работать я активно ударился в чтение.
Сегодня, друзья, про книгу поговорим, которая "Мартин Иден", про Джека Лондона, потому что это - в некоторой степени его автобиография. И о жизни, конечно, в которой в высшее общество почему-то не выбиваются самые умные и красивые.
Если книгу вы не читали, а спойлеров не хотите - предупреждаю сразу, читать статейку не стоит!
Кстати, комментаторы были не совсем правы: книга, конечно, интересная и написана красиво, но нет в "Идене" ничего удивительного и непредсказуемого для человека, который в современной России дожил до 35 лет.
Если, например, "Идиот" Достоевского до последнего в напряжении держит: ты абсолютно не представляешь, чего от этих персонажей ждать (доброй половине из них стоило бы наблюдаться у психиатра, а злой - тем более), то стоит только начать "Мартина Идена", как ты уже примерно представляешь, чем закончится дело.
Если приложить рядом сюжеты этих великих произведений. В смысле, не знаменитое русское "что хотел сказать автор?", а положить на стол скелеты происходящих событий, то получится, что:
Герой "Идиота" (Князь Лев Мышкин) пострадал из-за того, что влюбился в даму, конкретно съехавшую с катушек, причём, влюбился из чувства сострадания и искренней веры в Бога - оченно хотел быть спасителем.
А герой "Мартина Идена" (Мартин, собственно, Иден) пострадал из-за того, что влюбился в красивую, но глупую и меркантильную особь, для своего круга абсолютно типовую, живущую только штампами, у которой в голове за всю книгу не появилось ни одной мысли.
Живи такая в современной России - она обязательно стала бы коучем, таргетологом, бьюти-блогером и обязательно накачала бы губы. А на любые вопросы о любви отвечала бы односложно: "Мужик должен зарабатывать 300 тысяч и содержать семью."
Но там была Калифорния и конец 19 века, поэтому леди губы не накачала и умела даже играть на "пиянине".
Я сделал это сравнение к тому, что вопросы существования Бога, смирения и всепрощения совершенно нашему обществу чужды. Оно сейчас по другому скроено: на деньги заточено и успех. И вероятность появления "Князей Мышкиных" в наше время - ноль целых и одна с хреном тысячных. Никто не мечтает из сострадания полюбить клиентку дурдома и этим очиститься духовно.
А вот стать Мартином Иденом, достигнуть славы и денег, полюбить богатую и красивую дурочку из высшего общества, без единой оригинальной мысли, и делать с ней красивые фоточки в "Росграм" наоборот, мечтает каждый второй.
Будете смеяться, друзья, но мне вчера попался опрос в ВК: "Посоветуйте художественную книгу про настоящего мужчину".
Мартин Иден даже опередил "Графа Монте-Кристо". Заслуженная победа. Первое место.
Автобиография, но не совсем
Сам Джен Лондон прошел тот же путь, что и его герой: в 17 лет стал моряком, нанявшись на судно, влюбился в девушку из высшего общества, занялся ради нее саморазвитием и стал знаменитым писателем, но в высшем обществе разочаровался.
Из-за всех этих совпадений многие называют книгу автобиографической, хотя, честно говоря, создается впечатление, что Джек писал не с себя, а выдумал героя иного характера и мировоззрения, которого просто посадил в свою шкуру и дал возможность прожить собственную жизнь.
Дело в том, что сам писатель был конкретным социалистом. Вот его убеждения:
«Социалисты - это революционеры, стремящиеся разрушить современное общество наживы и разврата, чтобы на его развалинах построить своё справедливое и счастливое будущее. Я тоже был социалистом и революционером. Я вошел в группу революционных рабочих и интеллигенции и впервые приобщился к умственной жизни. Среди них было немало ярких, выдающихся и талантливых людей. Здесь я встретил сильных, с мозолистыми руками и бодрых духом, представителей рабочего класса; лишенных сана священников, чье понимание христианства оказалось слишком широким для почитателей маммоны; профессоров, не ужившихся с университетским начальством, насаждающим пресмыкательство и раболепие перед правящим классом буржуазии, которых выкинули из университетов за то, что они обладали передовыми, революционными знаниями и старались употребить их на благо человечества. (с)
Мартин же Иден был, мягко говоря, противоположных взглядов.
В книге он называл себя "Ницшеанским идеалистом" и, честно признаюсь, я что в душе не знаю, что это значит.
Т.е., что значит идеалист - знаю, а с Ницше, к сожалению или к счастью, не знаком.
Я таких людей называю "социал-дарвинистами" - т.е. эдакие "социалисты наоборот" . Если социалисты считают, что все люди должны быть равны, счастливы и никто никого не должен эксплуатировать, а слабым нужно помогать, от каждого по возможности - каждому по потребности, то такие, как Мартин Иден, наоборот, верят, что в условиях жесткой конкуренции человек совершенствуется, что наверх пробиваются самые лучшие, а слабые и безвольные погибают, не вписываются в рыночек, и так происходит эволюция человека.
Если вы спросите меня, что я о философиях думаю, то скажу, что истина здесь где-то посередине: т.е. и что людей равнять не стоит, а нужно давать им возможность соревноваться за лучшую жизнь, но и с конкуренцией не нужно жестить, чтобы не вписавшиеся в рыночек, как в Америках, под мостом не валялись.
Но Лондон намеренно делает героя таким вот идеалистом, противником социализма, свято верящим что лучшие из людей поднимаются наверх и достигают успеха, чтобы потом подвести его к разочарованию и объяснить, что наверху одни торгаши и сволочи.
Спойлерю сюжет: 19-летний пацанчик-моряк, который вместо школы дрался со сверстниками едва не насмерть, и не умеет даже без мата выразить мысль, вдруг влюбляется в красивую девушку из высшего общества, дочь владельца конторы, кумиры которой - сплошь работники банка и торгаши. И вот, пацанчик пашет по 19 часов в день, получая образование и практикуясь в писательстве, чтобы стать знаменитым и попасть в высшее общество, где по его представлениям обитают одни лишь сливки - лучшие из людей, бест оф зе бест.
Через год самообразования он уже понимает, что эти сливки, включая его любимую, обладают фантастической узостью мышления, ни черта в литературе не смыслят, даже несмотря на 10 высших образований, мыслят шаблонно, и докапываются, что бы он не страдал фигней и нашел "нормальную" работу в офисе, взял ипотеку и жил, как все.
Мартин Иден - это, наверно, настольная книга блогера.
Как быть если все родственники не верят в заработок в интернете (из-за узости мышления не понимают принципов этого заработка)?
А никак. Фигачить, как Иден, и ни на кого не обращать внимания, пока не станешь способным бросить им в лицо пачку денег.
Самый частый разговор Мартина Идена с девушкой:
- Когда ты уже найдешь работу, это все несерьезно?
- То есть, ты в меня не веришь?
- Неть, я в тебя верю, но я не верю, в то, что ты там какую-то непонятную тарабарщину делаешь, и жду, пока ты найдешь нормальную работу.
- Ты понимаешь, что меня хоронишь? Я над этим два года пашу, как проклятый, пишу лучше всех и уже в шаге от результата!
- Ой всё, ну я же хочу, как лучше.
У меня, например, такая ситуация складывалась с близкими родственниками.
"Ну когда ты уже устроишься на нормальную работу?" - это был самый популярный вопрос, даже после того, как я сказал, что имею с блога больше средней зарплаты.
Мама с бабушкой не верили, совали деньги, чтобы мы не померли с голоду, и тонко намекали, когда где-то открывалась новая вакансия грузчика.
- А вот сосед Вася устроился хорошо, 30 тысяч получает и пенсия у него будет, а ты на своей Почте - всего 14. Грузчиком всяко лучше.
- Усбагойтесь, я помимо Почты получаю 50 в интернете, а скоро буду 100, а Почта - это контент, хайп, это весело! Если бы я работу искал, то уж точно не пошел бы никаким грузчиком, а продолжил работать по специальности. А вместо пенсионного фонда я откладываю в акции на инвестиционный счет.
Но никто из близких не верил...
А поверили, когда начал приезжать на такси, в новой одежде и со стрижкой из барбер-шопа - это вовсе не было признаком богатства, стоило копейки, зато родителям сломало картинку, что мы тихо помираем от голода, и не хотим признаваться.
Когда я уходил зарабатывать в интернет, поддержка жены была фундаментом, определившим полностью дело. Она читала и честно говорила: "Да, ты пишешь круто, лучше, чем 90% всего, что есть на Дзене."
И то же самое я слышал в недавнем интервью "Стаса ай как просто" - его жена полностью поддержала, как уход в блогинг с торговли на радиорынке, так и переход из техноблогинга в политику. И в целом не прогадала.
А Мартина Идена любимая не поддержала, потому что банально не поняла. Ей было непонятно, чем человек живёт, не понятна радость творчества, да и непонятна литература в принципе.
Она просто была тупая (черт, опасное слово!)
На этом отношения уже нужно было тормозить. И не только герою книги. В жизни такие отношения тормозить нужно ещё быстрее.
Но мы возвращаемся к убеждениям самого Джека Лондона:
…Я чувствовал отвращение к жизни в бельэтаже, где расположены парадные комнаты. Ум мой скучал, сердце томилось. И я вспомнил своих друзей – интеллектуалов-мечтателей, лишенных сана священников, выброшенных па улицу профессоров, честных, сознательных рабочих. Я вспомнил дни и ночи, пронизанные сиянием солнца и звезд, когда жизнь казалась возвышающим душу чудом, духовным раем, исполненным героизма и высокой романтики.
И я вернулся к рабочему классу, в среде которого родился и к которому принадлежал. Я не хочу больше взбираться наверх. Пышные хоромы над моей головой не прельщают меня. Фундамент общественного здания - вот что меня привлекает. Тут я хочу работать, налегать на рычаг, рука об руку, плечо к плечу с интеллигентами, мечтателями и сознательными рабочими, и, зорко приглядываясь к тому, что творится в верхних этажах, расшатывать возвышающееся над фундаментом здание. Придет день, когда у нас будет достаточно рабочих рук и рычагов для продолжения нашего дела по освобождению от наёмного рабства и мы свалим это здание капитализма вместе со всей его гнилью, непогребёнными мертвецами, чудовищным своекорыстием и грязным торгашеством. А потом мы в свободном от корысти и жажды наживы труде построим новое и светлое жилище для человечества, в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми и где каждый сможет дышать чистым и животворным воздухом.
Об этом и "Мартен Иден". Лондон глазами своего героя показывает, что все люди в высшем обществе - черти из Ада, причём, достается даже малому бизнесу.
В романе, что лавочник, что владелец мастерской - показаны, как чудовищно мерзкие люди, полные единственно недостатков.
И здесь я не могу согласиться, ибо это - обыкновенная пропаганда.
В жизни (по крайней мере в России современной) я не вижу в среднем классе вообще никакого зла. Владельцы малого бизнеса - это почти всегда трудяги и на поверку люди совсем неглупые. Да, не интеллектуалы, но какой там, когда пахать нужно 24 на 7?
Быть во взрослом возрасте интеллектуалом, много читать, изучать историю, культуру, экономику, политику, философию (короче, заниматься тем, что нормальному человеку для заработка не пригодится) - это сложно в первую очередь отсутствием свободного времени.
Сейчас у меня это время есть. И я бесконечно далек от действительно умных людей, но хотя бы читать себе позволить могу и вот сейчас изучать, как движок перебирать - я тоже себе позволить могу, а когда я работал в автомалярке, то был глупее пробки, потому что свободного времени и сил что-то изучать - было ровно ноль.
Поэтому, когда Джек Лондон заводит главного героя в кружок настоящих интеллектуалов - тот узнает, что это - не владельцы заводов, газет и пароходов, а маргиналы.
Маргинал– человек, относящийся к асоциальной группе, выпавший по разным причинам либо из привычной среды, либо из системы человеческих законов и ценностей, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения, живущий согласно своим убеждениям либо следующий привычке и желанию быть вне своего сообщества. Маргинал – отбившийся от «стаи» человек; он – вне социума, он вне политики, экономики, культуры.
В хорошем, конечно, смысле маргиналы: не те, что под забором бухают, а те, которых не интересуют деньги, и которые живут обособленно и оторваны от среды.
Если я начитаюсь Достоевского, стану дофига умным и начну поднимать интеллектуальные вопросы, например, в Дзене, и для понимания моих отсылок нужно будет знать историю в совершенстве и иметь вышку по экономике - я ни черта не заработаю денЯк.
И, если я буду практиковаться в написании романов, имеющих художественную ценность - я тоже никогда не заработаю денЯк, потому что широкой аудитории это не нужно. Она не поймет. Не оценит.
Точнее, может быть и оценит, но трудозатраты не окупятся.
Широкая аудитория не читает Достоевского - у нее на это нет времени.
Достоевский сложен. И для меня сложен. На него в первую очередь нужно время и отдохнувший мозг.
Открывает человек того же "Идиота", а там с первой главы едут в поезде три персонажа, каждый со своей жизнью, убеждениями и характером, и каждый рассказывает свою историю, которая вводит новых персонажей со своей жизнью, убеждениями и характерами, и приезжают они к семейству, а там еще четыре персонажа, и шаблонных нет, каждый снова со своей жизнью, историей, убеждениями и характером. И вот, только начало третьей главы, а тебе уже нужно держать в уме 7 человек!
А потом ты отвлекаешься на три дня на работу и домашние дела, садишься дочитывать, и уже этих семь персонажей не помнишь - они в голове смешались. А для понимания их убеждений нужен еще багаж знаний определенный: они в исторический период живут, в которой были свои культурные особенности: да хотя бы религиозны все - половина их болтовни о Боге.
Поэтому люди и не читают сложное, а читают Дзен. И статьи читают хайповые на тему политики и денег, а иногда даже не читают, а читают только заголовок - и сразу пишут своё ценнейшее мнение.
Читатели часто ругаются: "Посмотри, мол, у фрик-каналов всяческих алкоголиков-тунеядцев по 20 тысяч дочитываний! Они макарошки с сосиской сварили, водочкой закусили, донаты попросили, и столько показов на статью! Не иначе блатные, точно с платформой сговор!"
Но фишка в другом: люди так отдыхают, мозг разгружают, да еще в некоторой степени самоутверждаются.
Для зарабатывания денег и для пробивания в высшие слои общества - нужно не интеллектуалом быть, а пахать.
Что и доказывает Мартин Иден, когда два года подряд по 19 часов в день фигачит рассказы и рассылает их в газеты, пока один хайповый не выстреливает и не приносит сумасшедшую популярность и бабло.
В жизни это работает точно также.
Я поэтому полностью с Джеком Лондоном и Мартеном Иденом согласен - среди высшего общества и среднего класса очень мало интеллектуалов, потому что эти люди день и ночь пашут по своей довольно узкой специальности.
В своем деле эти люди очень умны, настоящие профессионалы. Но в плане общей образованности им чаще всего даже некогда художественную книжку прочитать.
Да и главный герой - он ведь не возвращается к низкоквалифицированным рабочим, которые его принимают таким, каков есть. Скучно ему с теми рабочими, поговорить не о чем, там в культурном багаже - пропасть. И не возвращается к маргиналам-социалистам. Он, как и любой интеллектуал, становится одинок.
Да, это круто, когда ты очень умный, забил на всё мирское и получаешь удовольствие от решения интеллектуальных задач.
Но такая жизнь в современное общество потребления не вписывается, девушки не полюбят и друзей на шашлыки майские не соберешь. А человек - существо био-социальное.
Именно о таком, несуществующем обществе и мечтал Мартин Иден. Идеалист, одним словом, что с него взять?
Любой идеалист рано или поздно сделает себе сэппуку или сопьётся, как спиваются истинно творческие и талантливые люди, потому что мир, я всегда повторяю, не идеальный.
И все эти рассуждения, как построить идеальное, справедливое, ми-ми-ми-шное общество, где наверх будут пробиваться только самые сливки - всегда сугубо теория.
Да, наверху будут люди с деловой хваткой, которые готовы будут пахать и во многом себе отказывать, будут гореть своим делом, будут узкими специалистами, зачастую лучшими в сфере. Да, в конкуренции друг с другом выживут самые сильные, беспринципные и хитрые. Да, их дети получат по наследству газеты, заводы и пароходы и будут несправедливо пользоваться благами. А внуки, не знающие труда, возможно даже начнут кататься на Геликах и транжирить дедушкино наследство.
У меня на эту тему даже статья есть:
И я не думаю, что при нашей жизни мир существенно в этом отношении изменится.
Любой же идеализм - это в первую очередь проблема самих идеалистов.
Спасибо, что читаете и подписываетесь на канал, друзья! До встречи в следующих материалах! ))