Найти в Дзене
Школа рисования GRAFIKA

Главный обман эпохи Возрождения! Микеланджело надул даже Папу Римского?

Как Микеланджело — талантливому скульптору, но не самому честному человеку — удалось провернуть величайшую мистификацию в истории искусств.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья» — признанный шедевр. Лаокоон — персонаж древнегреческий «Иллиады». Он был жрецом Аполлона, но осмелился пойти воли своего бога. Он пытался отговорить троянцев втащить в город огромного деревянного коня. И это очень не понравилось Аполлону, который в войне как раз был на стороне греков. Чтобы наказать слишком умного жреца, бог направил двух огромных змей, которые убили Лаокоона и его сыновей. Жаль, что такая участь никак повлияла на решение троянцев, которые все-таки внесли в город коня — а вместе с ним и греческих воинов, которые в нем спрятались.

Трагический сюжет привлек внимание древнегреческих деятелей искусства. Бронзовое изваяние и его мраморную копию подробно описал Плиний Старший. Авторами этой статуи считают трех древнегреческих скульпторов: Агесандра, Афинодора и Полидора.

Обе скульптуры тысячелетия считались утерянными. Пока в 1506 году мраморную скульптуру внезапно не обнаружили в подземной пещере на Эсквилинском холме.

И это — первая странность. Обычно такие античные статуи находили во время раскопок, а здесь она была просто спрятана в пещере. Причем дошла до 16 веке во вполне хорошем состоянии, отсутствовали лишь некоторые части рук. Но это можно списать на счастливое обстоятельство.

О находке вскоре узнал Папа Римский Юлий II. И отправил к ней архитектора Джулиано да Сангалло и — Микеланджело. Буонарроти к тому времени был уже очень известным скульптором, работал над многими заказами Папы. Неудивительно, что именно его направили на опознание изваяния.

Оба — и Микеланджело, и Сангалло, утверждали, что это та самая мраморная копия из описания Плиния. Правда, архитектор был уверен, что скульптура высечена из единого куска, в то время как Буонарроти определил, что это два куска. И позже именно его версия оказалась верной.

И это — ещё одно удивительное совпадение, о котором говорит историк искусства из Колумбийского университета, доктор Линн Катерсон. В 2005 году она впервые высказала идею, что «Лаокоон» — подделка. И автор ее — Микеланджело.

Ещё аргументами в пользу этой версии стало три факта:

1. Мраморная скульптура прекрасно сохранилась и не была похожа на ту, что была сделана более 2000 лет назад.
2. Внешний вид скульптуры не совпадал с описанием Плиния Старшего.
3. Микеланджело был известен своим «мастерством» подделок. Паоло Джовио, первый биограф Микеланджело, описывал, как еще молодой скульптор высек мраморную статую "Спящий Амур«и сделал ее похожей на античную. Позже он передал ее в антикварную лавку, где скульптуру купил кардинал. Правда, обман вскоре раскрылся, вот только самому Микеланджело повезло. Кардинал был впечатлен талантом скульптора и предложил ему работу.

Мировое сообщество пока не готово приписывать авторство «Лаокоона» итальянскому скульптору эпохи Возрождения. Возможно, в этом деле когда-нибудь всплывут новые подробности. А вы что думаете?

Вам также может быть интересно:

Тайны известных картин, о которых вы не знали
Сеть школ рисования Grafika26 февраля 2023