Найти в Дзене

Сбор стволовых клеток (аферез)

Одним из основных этапов лечения множественной миеломы является высокодозная химиотерапия с последующей трансплантацией собственных, ранее собранных стволовых клеток. Некоторые думают, что это лечение стволовыми клетками, но это не так. Лечение в данном случае – именно высокодозная химиотерапия, а трансплантация нужна, чтобы организм быстрее восстанавливался. Итак, мы на этапе сбора этих самых стволовых клеток. У меня получилось так, что я была совсем не готова к этой госпитализации. По крайней мере морально. То ли я так «внимательно» слушала врача, то ли врач, рассказав кому-то другому, подумала, что рассказала мне (со мной такое по крайней мере бывает) – не суть важно. Но в итоге я представляла это себе так: лягу на несколько деньков, схожу на аферез, и пойду домой. Как же я тогда ошибалась. Первое, чем «обрадовала» меня лечащий врач это тем, что я здесь не на 2-3 дня, а на 2-3 недели. Второй «хорошей» новостью было то, что перед тем как собирать клетки их надо нарастить, а перед тем

Одним из основных этапов лечения множественной миеломы является высокодозная химиотерапия с последующей трансплантацией собственных, ранее собранных стволовых клеток. Некоторые думают, что это лечение стволовыми клетками, но это не так. Лечение в данном случае – именно высокодозная химиотерапия, а трансплантация нужна, чтобы организм быстрее восстанавливался. Итак, мы на этапе сбора этих самых стволовых клеток.

У меня получилось так, что я была совсем не готова к этой госпитализации. По крайней мере морально. То ли я так «внимательно» слушала врача, то ли врач, рассказав кому-то другому, подумала, что рассказала мне (со мной такое по крайней мере бывает) – не суть важно. Но в итоге я представляла это себе так: лягу на несколько деньков, схожу на аферез, и пойду домой. Как же я тогда ошибалась.

Первое, чем «обрадовала» меня лечащий врач это тем, что я здесь не на 2-3 дня, а на 2-3 недели. Второй «хорошей» новостью было то, что перед тем как собирать клетки их надо нарастить, а перед тем как нарастить их надо «обнулить». Итак, сначала мне вводили выскодозный циклофосфан и ещё один препарат, который капал через инфузомат (специальный прибор для закапывания лекарств с определённой скоростью) в течение 24(!) часов. Ну и за компанию 8 литров «промывок» (капельницы с физраствором) гормоны, сода. В общей сложности я провела под капельницей двое суток. Отключали только на время чтобы сходить к врачу (я проходила обследование перед трансплантацией прямо в стационаре) и на рентген. Две ночи я провела с подключенной капельницей, стараясь спать в одном положении (а я очень люблю ворочаться). Когда меня наконец отключили, хотелось прыгать и кричать: «Добби свободен!!!». В такие моменты понимаешь, как мало надо человеку для счастья.

Дальше был самый непростой момент. «Обычную» химиотерапию я переносила довольно легко. Меня лишь слегка морозило во время капельницы, и немного садилось горло, как при начале простуды. Но высокодозная химия на то и высокодозная. Тем же вечером, когда меня отключили от капельницы, у меня поднялось давление до 140 (а я – гипотоник), температура до 38, также мучали жуткая тошнота и диарея. Благо рядом были медсёстры: сделали укол от тошноты, дали таблетку от давления, а температуру я сбила, умывшись пару раз холодной водой. Следующие дни вплоть до выписки у меня был такой лёгкий токсикоз, как во время беременности: чувствительность к запахам, вкусам, привередливость к еде – но всё это было терпимо, по сравнению с первым тяжёлым вечером.

Вот так выглядит капельница при вводе высокодозной химиотерапии. Все три флакона вводят одновременно. Флакончик посередине вводился через инфузомат (прибор снизу) в течение 24 часов.

-2

Инфузомат крупным планом.

На второй-третьей неделе госпитализации стали выпадать волосы. Пришлось звонить мужу – он приехал с бритвой и побрил меня прямо в палате. Я была готова расстаться с волосами в тот день, когда мне впервые озвучили диагноз, поэтому к тому моменту, как волосы действительно выпали, у меня было закуплено достаточно шапочек и бандан, чтобы никого не пугать своим новым внешним видом. Но если вы идёте на сбор стволовых клеток, уточните у своего врача: может стоит побриться заранее. Те несколько дней, что я ждала мужа с бритвой (не мог приехать из-за работы), были мучительны. Волосы сыпятся, стоит к ним только прикоснуться. Ни помыть, ни расчесать: вся подушка в волосах. Когда муж побрил меня, я испытала невероятное облегчение. Нет – жалости не было. Я была готова к тому, что рано или поздно останусь без волос. В конце концов главное – здоровье. Будет здоровье – будут и волосы.

Спустя где-то неделю после ввода высокодозной химии мне стали колоть стимуляторы для наращивания стволовых клеток. Основные побочные действия – боль в костях и температура. Боли в костях у меня почти не было: лишь пару раз болела поясница, а вот с температурой я намучилась изрядно. 3-4 дня она держалась стабильно (не падая) в районе 37,5 градусов. Та самая температура, когда делать ничего не можешь, спать не можешь – я даже фильмы не могла смотреть. Лишь иногда слушала аудиокниги. Потом температура стала подниматься в режиме: утром – 36.6 градусов, а вечером – 38.0. К этому моменту мне стали делать аферез.

Аферез – это процедура сбора стволовых клеток из периферической крови, путём фильтрации. Проходит это так. Я прихожу в отделение переливания крови, ложусь на специальную койку. Рядом стоит аппарат, по размерам похожий на аппарат УЗИ. Мне к катетеру (мне установили центральный катетер в первый день госпитализации) подключают целую кучу трубочек: из одних трубочек у меня забирают кровь, через другие – отфильтрованная кровь возвращается обратно. Также капают кальций (он во время афереза вымывается) и препараты для разжижения крови. Один сеанс длится примерно 5-6 часов. За это время собирают 250-300 миллилитров отфильтрованных стволовых клеток, но чувствуешь себя так, как будто целый день гулял по Сахаре без воды. Пить хочется ужасно. А ещё пока лежишь на аферезе, нельзя выйти в туалет. Поэтому я надевала на процедуру специальные впитывающие трусики – на всякий случай. И старалась за завтраком много не пить. Да, завтракать перед аферезом можно, и даже нужно. А то может стать плохо во время процедуры. Ещё от долгого лежания в одном положении может потом закружиться голова. Один раз меня с афереза даже забирали на каталке.

В палате, где я лежала, включали телевизор (даже фильм предлагали выбрать), но смотреть было неудобно: я лежала слишком низко, и могла в лучшем случае слушать, а не смотреть. Поэтому на второй и третий раз я снова спасалась аудиокнигами. Без них с ума можно сойти за шесть часов. Обязательно возьмите на аферез наушники и плеер (телефон) – не пожалеете.

Мне аферез делали три раза, так как у меня клетки не хотели быстро наращиваться и собираться. Кому-то хватает двух раз, а кто-то «сдаётся» с одного – здесь всё очень индивидуально. После того как врачи соберут нужное количество стволовых клеток, могут оставить на пару дней понаблюдать, и выписывают домой.

Что могу сказать: эта госпитализация далась мне непросто. Но, понимая, что впереди меня ждёт трансплантация с ещё более высокодозной химиотерапией, этот опыт помог мне правильно настроиться на самый сложный предстоящий этап лечения. Самое главное во время таких непростых моментов помнить: всё проходит, и это пройдёт.

#множественная_миелома, #аферез, #стволовые_клетки