Второй день фестиваля «Гений места» в Воткинске — нового заметного и важного событие в культурной жизни современной России — оказался историческим не только для малой родины Петра Ильича Чайковского, но и для всей Удмуртии. Впервые в родниковом крае труппа Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева показала свой репертуарный спектакль, которым стала опера «Иоланта».
Зрительный зал с экстренной модернизацией
Для того чтобы показать удмуртской публике последнее оперное творение Чайковского организаторам и сподвижникам фестиваля «Гений места» пришлось пойти на экстренную (после концерта камерной вокальной музыки) и временную реконструкцию зрительного зала во Дворце культуры «Юбилейный».
После демонтажа кресел в нескольких передних рядах, освободившееся место выступило в «роли» оркестровой ямы, в которой расположились музыканты объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров, а компактное сценическое пространство было целиком отдано оперной труппе Мариинки, показавшей полноценный афишный костюмный спектакль в комбинированных — стационарных и интерактивных —декорациях.
Работа в четыре руки и с сотнями единомышленников
Напомним, что еще в 2017 году, будучи на гастролях в Воткинске, маэстро Валерий Гергиев заверил, что сделает все для того, чтобы любители музыки на малой родине Чайковского увидели спектакль из репертуара Мариинского театра.
— Вопреки всем обстоятельствам и пандемии мы давно хотели, чтобы в Удмуртии, именно в Воткинске, не просто родился, а рос и затем жил многие лета большой фестиваль, посвященный Петру Ильичу Чайковскому и его прекрасной музыке. Фестиваль, который бы даже при ограниченных возможностях позволял показывать зрителям полноценные оперные и балетные постановки. Те спектакли, которые подарил всему миру настоящий гений и ваш величайший земляк, — художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра Валерий Гергиев объяснил главный мотив появления фестиваля «Гений места», финансовое обеспечение которого стало возможным благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив. — При этом особое внимание я хотел обратить на возможность для показа здесь детских спектаклей. Уже не в фестивальном формате, а в репертуарном режиме, когда в течение одного сезона можно было бы десятки раз давать балеты «Щелкунчик» или «Спящая красавица», и дети со всей Удмуртии могли бы видеть эти великие творения Чайковского. Видеть, не выезжая в Большой театр в Москву или в Мариинский театр в Санкт-Петербург. Эти поездки придут к ним позже, а сейчас нам очень важно давать возможность увидеть шедевры Петра Ильича маленьким детям, когда им еще по пять-шесть лет. Поэтому я убежден в том, что мы не должны забывать исторические места на российской земле, давшие миру великих Музыкантов, творчество которых знает, почитает, любит, восхищается их талантом и гением без преувеличения всё человечество. Это вызывает чувство гордости независимо от того, в какое время мы живем, и какие события происходят внутри или за пределами нашей страны. Фестиваль «Гений места» открылся в марте Тихвине на малой родине Николая Андреевича Римского-Корсакова. Затем в апреле мы побывали в Пскове — одном из древнейших русских городов с великой историей, неподалеку от которого родился еще один наш величайший композитор Модест Петрович Мусоргский. И его опера «Хованщина» впервые прозвучала на Псковщине. И я благодарен артистам, особенно объединенному симфоническому оркестру Большого и Мариинского театров за то, что мы смогли это сделать! Хотя это очень поздно! «Хованщину» Мусоргский написал в 1872 году, а первая постановка этой оперы состоялась в 1886 году… Великая огромная бескрайняя и сильная наша страна, но иногда нам надо 140 лет подумать, чтобы потом что-то начать делать, — точно и иронично подметил Валерий Абисалович. — И нынче мы это сделали! Скажу больше, и будем это дело продолжать, чтобы фестиваль «Гений места» стал постоянным и успешным. При этом я верю в то, что Удмуртия — всегда серьезный и важный регион для России — тоже поспособствует тому, чтобы развивать заложенную в Воткинске традицию вокруг празднования дня рождения Петра Ильича Чайковского 7 мая. Давайте вместе, как мы, музыканты, иногда говорим, в четыре руки, будем работать над тем, чтобы музыка Чайковского продолжала своё триумфальное шествие по планете! Только в нашем случае нам необходимы сотни людей, сотни единомышленников, чтобы благая идея родившегося фестиваля стала приоритетной в обществе!
Тенор удмуртских кровей
Повторимся, что в календаре фестиваля «Гений места» в Воткинске Валерий Гергиев выбрал для показа «Иоланту» — одноактную оперу Чайковского, либретто которой написал Модест Чайковский на основе сюжета драмы датского драматургу Хенрика Херца «Дочь короля Рене».
На сцене Дворца культуры «Юбилейный» одну из заглавных партий — бургундского рыцаря Готфрида Водемона, «графа Иссодюна, Шампани, Клерво и Монтаржи» — исполнил Роман Широких — приглашенный солист Мариинского театра, дипломант XVII Международного конкурса имени Чайковского и… уроженец Набережных Челнов.
— А я ведь не просто ваш добрый сосед, который родом из Татарстана. Во мне течет удмуртская кровь, и сегодня на спектакле были мои родственники из Ижевска и со всей республики, — улыбнулся тенор, открывая эксклюзивное мини-интервью для Удмуртской филармонии, а потом развил тему о роли музыки Чайковского в персональной сценической карьере. — Для многих молодых оперных певцов их карьерный путь начинается как раз с музыки Петра Ильича. И такой партией для теноров остается Ленский в опере «Евгений Онегин». Хотя для меня первой партией стал именно Водемон, когда я еще обучался в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова в классе Юрия Марусина. Затем я спел Ленского, и к подготовке каждой из этих партий я подходил с неимоверным трепетом, потому как они давали мне неоценимый опыт. Поверьте, в этой музыке у Чайковского есть всё, что нужно для оперного певца. Причем не только с точки зрения вокала. В них не надо что-то выдумывать в плане актерской игры. Интересно, что прежде часто бывая в Удмуртии, сегодня я впервые приехал на малую родину Чайковского. При этом я много раз мечтал посетить Музей-усадьбу Петра Ильича, и завтра это важное для меня событие, наконец-то, произойдет! Опять же благодаря счастливой возможности приехать в Воткинск вместе с Мариинским театром на фестивале «Гений места»!
Текст: Александр Поскребышев
Фото: Мария Колясникова