Храм Спас на Нередице: посетить нельзя проехать. Где вы поставите запятую❓

Открою вам тайну. Историю я знаю плохо. Нет, не так. Историю я знаю фрагментарно. Какая-то часть пазла для меня почти сложилась в законченную картинку, но большая представляет собой кучу разрозненных фрагментов. И в истории Древней Руси я не сильна, но эту церковь, я узнала бы из тысяч - ведь она была опубликована в советском учебнике истории. И у меня сложилось определенное впечатление об этом храме, которое совсем не совпало с реальностью, когда мы посетили храм Спаса на Нередице.

Спас на Нередице. Фото автора
Спас на Нередице. Фото автора

Первое, что меня удивило, что древнейшая церковь стоит посреди деревни.

Спас на Нередице. Фото автора
Спас на Нередице. Фото автора

Мне помнилось по фотографиям, что она находилась на открытом месте.

Храм и колокольня после реставрации, 1900-е гг. Авторство: Государственное управление по охране памятников культуры. https://commons.wikimedia.org
Храм и колокольня после реставрации, 1900-е гг. Авторство: Государственное управление по охране памятников культуры. https://commons.wikimedia.org

А ещё я, собираясь в путешествие, никогда не читаю заранее историю достопримечательностей подробно. Только освежаю в памяти самые основные факты. Эти факты я перечислила в видео⬇️

Также перед посещением я не читаю отзывы и впечатления других путешественников, потому что мне важно ПОЧУВСТВОВАТЬ ЭНЕРГЕТИКУ МЕСТА.

Спас на Нередице. Территория около храма. Фото автора
Спас на Нередице. Территория около храма. Фото автора

Правда, когда я пару раз писала об этом в других статьях, меня мало, кто поддержал в моём убеждении, что аура существует у каждого места⬇️

Но всё -таки она чувствуется. Или нет.

Так вот, около Спаса на Нередице не было ощущения древности постройки. Но очень тянуло к некотором частям храма, например к валунам в фундаменте или к граффити на фресках.

А потом я прочитала, что именно эти фрагменты сохранились после разрушения церкви во время Великой Отечественной войны.

Руины церкви с защитным шатром в 1947 году.Авторство: Главное управление охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры (ГУОП). Памятники архитектуры в Советском Союзе. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков.. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — 696 с. — ISBN 5-88451-146-9, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90461321
Руины церкви с защитным шатром в 1947 году.Авторство: Главное управление охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры (ГУОП). Памятники архитектуры в Советском Союзе. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков.. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — 696 с. — ISBN 5-88451-146-9, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90461321

Я считаю, что при реставрации памятников архитектуры, надо указывать прямо на объекте, где сохранившаяся часть, а где новодел.

Впрочем, эту мысль архитекторы и реставраторы озвучивали уже очень давно. Ещё в 1964 году была принята Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест – международный документ, закрепляющий профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия. В документе была выражена мысль, что при реставрации и дополнении памятника новыми постройками необходимо проводить четкую формальную границу между аутентичным историческими и современными частями, избегая создания «фальшивки».

Фото  сайта https://vk.com/wall-61200224_7473
Фото сайта https://vk.com/wall-61200224_7473

То есть всякая реконструкция должна быть исключена изначально, можно допустить лишь возвращение на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов. А введенные элементы всегда должны быть распознаваемы и представлять собой минимум, необходимый для обеспечения условий консервации памятника и восстановления единства его форм.

С храмом Спаса на Нередице реставраторы поступили не по хартии. В течение 1946-1948 годов памятник был полностью освобожден от завалов. Именно тогда в процессе работ было собрано 70 корзин фрагментов фресок. Ведь до разрушения стены храма были покрыты росписью полностью.

Интерьер церкви (фото сделано до 1917 года). Авторство: Анонимный автор. scanned from: В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, стр. 151, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11319936
Интерьер церкви (фото сделано до 1917 года). Авторство: Анонимный автор. scanned from: В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, стр. 151, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11319936

После Великой Отечественной войны на стенах храма уцелело примерно 105 м2 живописи. Бесследно исчезло более 300 м2. А в фондах новгородского музея уцелело около 90 м2 фресок. Ведь 70 корзин с фрагментами до завершения реставрации церкви находились в деревянном сарае. Затем, до начала 60-х годов они размещались в интерьере храма и практически не охранялись, доступные множеству посетителей памятника, затем они были перевезены на территорию Кремля в церковь Андрея Стратилата, а позже – в Федоровскую башню Кремля. После пожара в Федоровской башне корзины с фрагментами переместили в помещение холодной ризницы Софийского собора. К этому времени из 70 корзин осталось лишь 36. Количество фрагментов было неизвестно, в музее их поставили на учет, как вспомогательный фонд отдела хранения памятников архитектуры и монументальной живописи. Некоторые фрагменты в 70-е годы были смонтированы реставратором А.С. Кузнецовым на каменные плиты и экспонировались на выставках, в том числе и в Государственном Историческом музее. Но всё же фрески с годами стали постепенно стали реставрировать и реставрируют до сих пор.

Большим подспорьем для мастеров были копии этих фресок, которые сделал сначала художник Николай Авенирович Мартынов и показал их в 1867 году на Всемирной выставке в Париже. А в 1910 году была организована целая экспедиция из Санкт-Петербургского университета и Русского Археологического общества для исследования и фотографирования фресок, да и с 1918 года проводились систематические копирования нередицкой росписи.

Открою вам тайну. Историю я знаю плохо. Нет, не так. Историю я знаю фрагментарно.-11

Но старинная живопись, конечно, больше всего интересна специалистам. Лично меня внутри церкви больше всего удивили надписи на фресках. Вы только представьте: они датируются XII–XIII веками! Стоишь рядом с ними, рассматриваешь и поражаешься, что столетия назад кто-то стоял на этом самом месте и оставлял свои послания на стене, совершенно не думая, что потомки увидят их через столько веков!

И не только увидят, но и прочитают - ведь буквы-то знакомые. Только в слова не очень складываются. Вернее, складываются, но в какие-то непонятные. Вот, например, что может означать надпись «НЕПОУСЕЧЪ ПѦСУ»?

Спас на Нередице. Фото автора
Спас на Нередице. Фото автора

Прочитала, что болгары, будучи в храме на экскурсии, сказали, что по-болгарски это означает — «Не бейте пса». Но учёные сказали, что к псу эта надпись не имеет никакого отношения.

А вы как думаете, что она означает? Пишите варианты в комментариях.

Также пишите, что вы думаете по поводу восстановления памятников архитектуры: не становятся ли восстановленные здания новоделами? Должны ли знать туристы, что перед ними: подлинник или копия? Чувствуете ли вы ауру места? Стоит ли посещать объекты, большая часть которых совсем не является старинной?

А если вы захотите посетить храм, напоминаю, что в настоящее время Спас на Нередице является музеем. Вход платный (150 рублей) и работает музей по очень специфическому графику.

Спас на Нередице. Фото автора
Спас на Нередице. Фото автора

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: