Найти тему

Аметистовый храм Петербурга

Так называют самый большой и самый северный в Европе буддийский храм из-за необычного красно-фиолетового оттенка гранита, которым он облицован.

Мы часто проезжали мимо и любовались его экзотическим для Петербурга фасадом, который, действительно меняет свой цвет в зависимости от освещения и времени года, как драгоценный камень.

Наконец, недавно, решили осмотреть его вблизи и познакомиться с его историей.

Фото автора
Фото автора

Ещё при Елизавете II #буддизм в Российской Империи был официально разрешен. Даже среди первых строителей Петербурга были были буддисты - волжские калмыки и буряты. А в начале прошлого века, когда начали строительство храма, в Петербурге проживало около 200 буддистов.

Фото автора
Фото автора

В 1908 году тибетский далай-лама подал российскому правительству ходатайство о строительстве в России буддийского храма (дацана). Его начинание поддержали отечественные востоковеды и даже Петр Столыпин. Тогда бурятский лама Агван Доржиев приобрёл в 1909 году у директора санкт-петербургской конторы Московско-купеческого банка, потомственного почетного гражданина И. А. Исаева участок земли на краю города в местности Старая Деревня, на углу Благовещенской улицы (ныне Приморский проспект) и Липовой аллеи. Там в этом же году и начали строить #храм.

Фото автора
Фото автора

Деньги на строительство пожертвовали ламы и проживающие на территории России буддисты. Уже были возведены фундамент и часть цоколя, когда по распоряжению Столыпина строительство было приостановлено из-за сложной пoлитической oбстановки. А ещё министра настораживало создание школы при монастыре. К тому же, строительство Буддийского храма вызывало протест местных жителей. Ведь, неподалеку находилась старинная православная Благовещенская церковь.

Около Благовещенской церкви было клaдбище, где пoкоились знатные владельцы окрестных имений, многие из которых прославились на поле брaни: генерал от кавалерии граф А. П. Никитин (герой Отечественной вoйны 1812 года), генерал-лейтенант граф. Ф. В. Орлов-Денисов, генерал-лейтенант Ф. С. Чернышев (участник обoроны Севастополя) и другие.

Благовещенская церковь. Фото автора
Благовещенская церковь. Фото автора

Поэтому буддистам (в том числе и Доржиеву) официально запрещалось до 1913 года селиться в Старой и Новой Деревнях.

В сложившейся ситуации расширили состав комитета по постройке храма. Авторитетные консультанты - знатоки буддизма - придали больший общественный вес затее Доржиева. Составленный архитектором Г. В. Барановским (1860-1920) проект молельни был рассмотрен одобрен комитетом и утвержден.

Фото автора
Фото автора

Согласно проекту здание молельни должно было состоять из двух основных объемов: южный в три этажа (зал молебствий и расположенные над ним кельи для монахов) и северный (башня, заключающая в себе наиболее сокровенное помещение храма - часовню гения-хранителя).

Фото автора
Фото автора

Образцом для молельни послужил классический тибетский тип храма - дукан - это четырехугольное с плоской крышей здание, своего рода храм-школа, где монахи (ламы) собираются для молитвы и занятий. А петербургский храм был задуман Доржиевым как небольшой монастырь.

Фото автора
Фото автора

Однако, в архитектуре храма соединились тибетские и бурятские традиции. Например, четырёхколонный портик, к которому ведут ступени высокой лестницы повторяет традиционные входы в бурятских дуганах.

Но архитектору при разработке проекта пришлось принять во внимание и особенности петербургского климата. Именно этим объясняется устройство системы центрального отопления и введение в композицию храма небольшого вестибюля с мощными обогревательными колонками.

К концу 1910 года храм был почти закончен. В том же году началось возведение по соседству с храмом четырехэтажного каменного дома (также по проекту Барановского). Чтобы избежать конфликта с властями, Доржиев объявил, что дом ему необходим в личных целях и не будет превращен в учреждение при молельне. В действительности, однако, в нижнем этаже дома он собирался устроить магазин, а в трех верхних - разместить монахов-священнослужителей. 30 ноября 1911 года Доржиев въехал в этот дом.

Фото автора
Фото автора

А в апреле 1912 года комитет освободил Барановского от обязанностей производителя работ, так как обнаружилось превышение сметы на 14 тысяч рублей. Новым архитектором стал Р. А. Берзен. Но строительство тормозил недостаток средств, поэтому возведение храма продолжилось на деньги самого Доржиева и пожертвования бурят и калмыков.

Помимо денежных пожертвований, Далай-лама подарил будущему храму тридцать медных позолоченных статуй в рост человека и множество других предметов (все китайской работы).

Фото автора
Фото автора

Остальные украшения (в том числе бронзовые диски для фризов, фигуры ланей, "колесо вечности") были заказаны Доржиевым в специальных мастерских Пекина и Долоннора.

Небольшую часть храмовой утвари, например набор серебряных сосудов для алтаря, изготовила по рисункам самого Хамбо-ламы петербургская фирма придворного ювелира Николая Линдена.

Фото автора
Фото автора

Что касается статуи большого Будды (2,5 м) для главного молитвенного зала, то её вылепили из гипса и покрыли позолотой. В дальнейшем предполагалось заменить её бронзовым изваянием.

Отделкой интерьеров в 1914-1915 гг. руководил Николай Рерих. По эскизам Рериха были выполнены цветные витражи плафона и квадратного ограждения светового проёма.

Фото автора
Фото автора

На витражах, обрамляющих световой фонарь, изображены традиционные буддийские символы - Восемь счастливых знаков. По признанию самого Н. К. Рериха, именно во время строительства храма он впервые услышал легенду о Чанг Шамбале (Северной Шамбале), послужившую впоследствии стимулом для духовных поисков художника.

Фото автора
Фото автора

Первое богослужение в храме состоялось 21 февраля 1913 года, в день празднования 300-летия Дома Романовых.

Фото автора
Фото автора

Второе большое буддийское богослужение в Петербурге состоялось 9 июня 1914 года по случаю торжественного внесения в храм и освящения двух сиамских будд.

Фото автора
Фото автора

2 мая 1914 года Николай II утвердил штат духовенства при буддийском храме в составе девяти человек.

-19

Храм получил тибетское название: Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника. Сокращенное название - "Дацан Гунзэчойнэй".

Фото автора
Фото автора

В годы гражданской вoйны храм подвергся пoгрому и утратил большую часть своих реликвий и культовых принадлежностей.

В 1922-1937 годах храмовая усадьба принадлежала Тибето-монгольской миссии в СССР, находившейся под покровительством Наркомата по иностранным делам. В 1938 году (после ареста лам и ликвидации миссии) здание храма и два жилых дома при нём были муниципализированы, предметы культа переданы в Музей истории религии и атеизма. В последующие годы (вплоть до конца 1980-х) в храме размещались сначала физкультурная база, потом - вoенная радиостанция, а затем - лаборатории Зоологического института АН СССР.

Фото автора
Фото автора

9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета Храм был передан Ленинградскому обществу буддистов.

Фото автора
Фото автора

А вы были в этом храме? Знаете, как проходят богослужения? Пишите в комментариях.

Для написания статьи использованы следующие источники: https://dazanspb.ru/ и https://kulturologia.ru

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: