С этого момента замок Кёнигсберг - резиденция герцогского двора. Альбрехт посчитал, что воинственная и строгая орденская архитектура не соответствуют новому статусу. Того же мнения придерживалась и его первая супруга Доротея Датская, являвшаяся поклонником ренессанса и сильно повлиявшая на эстетическое и творческое восприятие герцога.
Для того чтобы сделать замок герцогским дворцом, по личному приглашению Альбрехта, в 1530 году в Кёнигсберг приезжает архитектор из Базеля Фридрих Нуссдёрфер, разработавший подробный план модернизации замкового комплекса. Работы начинал он сам, а продолжили преемники – Гофман и Рёмер.
В 1532 году переделали восточный флигель, его строения обрели пирамидальные крыши. Для покоев герцога построили необычное здание в стиле ренессанса с эркерами и новыми входными воротами, которые получили имя правителя (Альбрехтстор).
Над главным порталом сделали надпись: «Имя Господне – величайшее добро». Частично новым видом обзавёлся и южный флигель, который стал шире и отныне примыкал к Замковой башне. Здесь разместились кабинеты чиновников и кухня со столовой для герцога.
Замковую башню накрыли ступенчатым шпилем и сделали круговую галерею. В 1551 году на всех её четырёх сторонах установили главные городские часы с большими циферблатами.
Северное крыло замка перестраивали несколько раз, добавив открытую деревянную галерею. Изменился функционал нескольких помещений, потерявших свою актуальность после роспуска рыцарского государства. Так, в помещениях фирмари отныне размещалась канцелярия и архив. Дом маршала, перестроили под нужды управления замка, суда и высшего совета. Подвалы стали тюрьмой или скорее пыточной, о чём нам могут свидетельствовать названия камер: «Мученическая», «Перцовая комната», «Испанская игла», «Большой колпак» и др.
Также в Кёнигсбергском замке размещается почтовое управление, для нужд которого оборудовали специальное помещение – Постштубе (нем. Poststube).
Герцог Альбрехт учредил первую библиотеку, получившую тогда название Немецкая (позже - Замковая). Изначально она расположилась в специальной комнате над замковыми воротами, а затем заняла первый этаж Замковой башни. Первые книги герцог закупил на свои средства, потом коллекция пополнялась из ликвидированных, ввиду церковной реформации, монастырей и из частных коллекций. В 1540 году библиотека при замке была объявлена общедоступной. К началу XVII века она насчитывала несколько тысяч томов. В 1828 году произошло объединение Замковой и университетской библиотек, которые отныне стали Государственной университетской библиотекой.
Особой гордостью коллекции библиотеки Альбрехта считались 20 книг с серебряными переплётами, которые с собой привезла супруга герцога Анна Мария. Это были сборники евангелических текстов, переведённых на немецкий язык с латыни церковным деятелем, стоявшим у истоков протестантизма - Андреасом Осиандером. По распоряжению Альбрехта, с 1550 по 1564 годы их переплёты отделали серебряными пластинами с орнаментной гравировкой и украсили серебряными застёжками. 17 томов обрабатывались кёнигсбергскими мастерами по серебру, ещё три – нюрнбергскими специалистами. За коллекцией закрепилось название Серебряная библиотека. В 1611 году она стала частью Замковой библиотеки и тщательно оберегалась, эвакуируясь из Кёнигсберга каждый раз, когда в него входили войска неприятеля: во время Семилетней войны она отправилась в Кюстрин, а в годы войны против Наполеона уехала в Мемель.
Следующие серьёзные архитектурные изменения замка произошли при маркграфе Георге Фридрихе Бранденбургском, который был регентом при душевнобольном сыне герцога Альбрехта. Полностью сносится обветшавшее здание конвента. На его месте архитектор Блазиус Берварт спроектировал строение с фронтонами, массивными контрфорсами и двумя большими круглыми башнями по бокам. Работы длились с 1584-го по 1594 годы.
Мощные контрфорсы и расположенная слева Замковая башня–колокольня, раскрывают нам основное предназначение нового строения – на втором этаже открыли Замковую кирху.
Непосредственным исполнением работ занимались: кёнигсбергский мастер по камню Михаэль, мастер-плотник из Франкфурта-на Майне Виссмар и городской архитектор Эльбинга Юст.
Церковь представляла собой однонефную комнату больших размеров (83 х 18 м.) с плоскими деревянными потолками, которые поддерживались мощными галереями.
У восточной стены располагались алтарь и кафедра, позже был смонтирован орган, который в 1732 году обновил легендарный мастер Каспарини, а ещё через полтора века – Макс Терлецки.
На стенах церкви имелось большое количество картин и лепнины. В таком виде замковый храм освятили в 1594 году.
Спустя три года церковь закрыли из-за угрозы обрушения – деревянные балки галерей начали активно прогнивать. По предложению Виссмара полностью сняли деревянный потолок и демонтировали галереи. Взамен установили звёздчатые своды, которые поддерживались мощными восьмиугольными колоннами, возведёнными из подвалов и через первый этаж, где располагался арсенал. Пространство кирхи оказалось разделённым на два нефа. В 1606 году установили четыре статуи с образами Веры, Надежды, Любви и Справедливости. Основные работы по реконструкции завершили в 1607 году.
Этажом выше храма открыли новый аудиенц-зал, который позаимствовал название от предыдущего – Зал московитов (нем. Moskowitersaal). Уже изначально он имел внушительные (такие же, как у церкви) размеры, став одним из самых больших в герцогстве. Над ним, на чердаке, располагался амбар, разобранный в 1887 году, поле чего зал получил высокие шестиметровые сводчатые потолки полуцилиндрической формы.
20 октября 1594 года в Замковой кирхе старшая дочь герцога Альбрехта Фридриха и Марии Элеоноры - Анна вышла замуж за маркграфа Иоганна Сигизмунда, будущего курфюрста Бранденбурга. Душевнобольного герцога Пруссии даже по такому случаю не выпустили из Фишхаузена. Брак был совершён по расчёту и являлся важным событием в истории Пруссии, особенно при бездетном регенте Георге Фридрихе. Это понимали все соседние страны, поэтому на церемонию бракосочетания, на которую было потрачено средств в три раза больше приданого невесты, съехались представители дворов Дании, Польши и различных немецких земель. Торжественные мероприятия длились несколько дней, сопровождались турнирами, маскарадами, фейерверками.
Во время Польско-Шведской войны, когда Пруссия неизбежно стала частью военного конфликта, в Кёнигсбергском замке 7 января 1656 года Великий курфюрст заключает предварительный договор с Карлом X Густавом. Это был первый шаг к получению Пруссией независимости от Польши, что было подтверждено Оливским миром. В память о легендарном правителе, в 1686 году шпиль Замковой башни украсил флюгер с вензелем «освободителя Пруссии».
В 1697 году Великое посольство принимали в Зале московитов. Во время первой встречи Петра I и герцога Фридриха III, который по этому случаю специально приехал из Берлина, состоялся обмен подарками. Бранденбургско-прусскому правителю был подарен украшенный большим рубином скипетр, ставший неотъемлемым атрибутом всех будущих королей Пруссии, Пётр же в ответ получил янтарные изделия, среди которых выделялись великолепное распятие и часы. Русский правитель посещал Кёнигсбергский замок и в свои последующие визиты в город на Прегеле. Есть мнение, что именно эти встречи высоких русских гостей, а не визит в 1516 году московского посла от князя Василия III к Магистру Альбрехту, повлияли на название аудиенц-зала.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Друзья, мне важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Спасибо!
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws