О NFT простыми словами

Появившееся в 2017 году интернет-явление пережило пик популярности в 2020-2021 годах, составив объём своих торгов в 21,5 миллиарда долларов на конец 2021 года. Что же такое NFT, зачем они нужны и почему за них столько платят? Давайте разбираться.

Появившееся в 2017 году интернет-явление пережило пик популярности в 2020-2021 годах, составив объём своих торгов в 21,5 миллиарда долларов на конец 2021 года.

NFT (англ. – non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) – это актив, подтверждающий чьи-либо права на цифровой объект. Изображение, музыка, домен, фильм – что угодно. То есть, покупая NFT, владелец получает не просто картинку, а право на владение чем-нибудь уникальным.

Информацию о владельце NFT нельзя изменить или удалить, пока он сам не передаст права владения.
Информацию о владельце NFT нельзя изменить или удалить, пока он сам не передаст права владения.

Отличие NFT от взаимозаменяемых токенов – криптовалюты – в том, что каждая единица NFT имеет свою ценность и закрепляется за своим продуктом. То есть:

Один биткоин равен одному биткоину, как однорублёвая монетка равна однорублёвой монетке.

Один NFT, представляющий собой картину стоимостью 1 тысячу долларов, не равен другому, представляющему собой музыкальную композицию за 10 тысяч. Даже если это две картины одинаковой стоимости – это разные картины. NFT не могут быть абсолютно идентичными.

Где хранятся NFT?

Все токены и их владельцы официально зарегистрированы в блокчейнах – надёжных базах данных. Никто не сможет присвоить себе ваш токен, пока вы сами его не отдадите.

Так, NFT создаются, публикуются и продаются в сетях Ethereum, FLOW, Binance Smart Chain, и маркетплейсах OpenSea, Known Origin, The Sandbox, SuperRare и других.

Для купли-продажи NFT существуют даже биржи. Например, NFZX.
Для купли-продажи NFT существуют даже биржи. Например, NFZX.

Кто и где использует NFT?

В основном невзаимозаменяемые токены в ходу у компаний, которые их создают, и индивидуальных коллекционеров, которые их покупают.

Токенизировать можно любую аудиовизуальную информацию, от произведений искусства и продуктов до постов в социальных сетях. Поэтому NFT широко используется в самых разных сферах:

  1. Искусство: Музыка, видео, фотографии и тексты продаются как NFT для подтверждения их оригинальности и авторства.

Например, самый дорогой NFT под названием “Everydays: The First 5000 Days” от художника Майка Винкельмана под псевдонимом Beeple был продан за 60,3 млн долларов. Покупателем стал Вигнеш Сундаресан, специалист по блокчейн-технологиям.

“Everydays: The First 5000 Days” – это коллаж из всех работ Майка с 2007 по 2021 год.
“Everydays: The First 5000 Days” – это коллаж из всех работ Майка с 2007 по 2021 год.

2. Спорт: Спортивные клубы и спортсмены могут выпускать NFT, связанные с их карьерой, достижениями или коллекционными предметами. На одни только токены с коллекционными карточками NBA (национальной баскетбольной лиги) на момент 2021 года было потрачено более 230 млн долларов

3. Видеоигры. С помощью токенов игроки могут продавать и покупать уникальные предметы в играх. Правда, от обычной покупки и продажи игровых активов это мало отличается – лишь присутствует дополнительное звено в виде токена.

Зато существуют игры, завязанные на NFT. Самой известной из них остаётся онлайн-игра Криптокотики, принцип которой – коллекционировать и разводить виртуальных кошек. Каждая кошка уникальна, а ценность зависит от редкости. Так, в 2018 году был продан самый дорогой NFT-котик по имени Dragon за 600 ЕТН (9 млн рублей на тот момент и 183,5 млн рублей сейчас).

Появившееся в 2017 году интернет-явление пережило пик популярности в 2020-2021 годах, составив объём своих торгов в 21,5 миллиарда долларов на конец 2021 года.-5

4. Активы: Некоторые компании используют NFT для токенизации физических активов – драгоценностей, предметов искусства и недвижимости.

5. NFT. Да, токенизировать можно даже токены. Вернёмся к криптокотикам: приложение Wrapped Kitties позволяет обёртывать котиков в токены. Зачем – неясно, но в 2020 году рынок обёрнутых NFT перевалил за 500 тыс. долларов.

Как сделать NFT?

Сделать NFT может каждый. От вас требуется лишь иметь кошелёк сети Ethereum с криптовалютой, и продукт, который вы хотите токенизировать. Для этого нужно зарегистрироваться в сети или на маркетплейсе, торгующими NFT (о них мы писали выше), а далее – по инструкции. На разных сайтах всё по-разному, но общая последовательность действий следующая:

  1. Изучите интерфейс платформы;
  2. Зарегистрируйтесь и подключите кошелёк;
  3. Найдите кнопку “Создать токен”;
  4. Выберите файл, который вы хотите токенизировать. Доступных форматов файлов огромное множество, но на сайте может быть ограничение для их размеров, например, до 100 МБ;
  5. Опишите ваш токен. Добавьте название, описание, дополнительную необходимую информацию. Выберите блокчейн, в который занесётся информация о нём (и о вас как владельце);
  6. Создайте NFT. Нажмите на кнопку “Создать”, и платформа сгенерирует NFT по вашему запросу. Верификация займёт до нескольких дней – затем токен можно будет продать.

Но перед тем, как создать NFT, стоит узнать о том, что этот процесс за собой несёт. Мы говорим об углекислом следе. Когда мы платим за создание токена – мы платим за газ.

Создание NFT приводит к выработке 80 кг углекислого газа, продажа – 50 кг, а перемещение между кошельками – 30 кг. Так, в среднем, каждый токен в течение своего существования генерирует выброс в 200 кг углекислого газа. Одно дерево перерабатывает 60 кг. То есть, ваш токен будет стоить целой жизни трёх с половиной деревьев. А компенсация углеродных выбросов, например, клептокотиков – 4 млн деревьев.

Появившееся в 2017 году интернет-явление пережило пик популярности в 2020-2021 годах, составив объём своих торгов в 21,5 миллиарда долларов на конец 2021 года.-6

Что с NFT сейчас?

После падения рынка криптовалюты в 2021 году, NFT понемногу возвращается: в 2023 NFT начали пользоваться такие крупные бренды, как Amazon, Starbucks и Nike, а объём NFT в целом вырос на 81% за 2023 год. Поэтому можно не волноваться и вливаться: рынок NFT и криптовалюты возрождается и просуществует ещё долго. Главное – найти токенам стоящее применение и подходить к их созданию с умом.