Упражнения для полузакрытого речевого тракта (SOVT-упражнения)
Упражнения для полузакрытого речевого тракта (SOVT-упражнения) представляют собой набор техник для вокальной терапии или вокальных тренировок, которые предполагают частичное ограничение для выхода воздуха изо рта или носа, призванное создать обратное давление.
Обратное давление помогает голосовым связкам колебаться более эффективно, с меньшим напряжением и усилиями. Принцип, лежащий в основе упражнений SOVT, заключается в улучшении качества и здоровья голоса за счёт оптимизации взаимосвязи между воздушным потоком и колебаниями голосовых связок.
Эти упражнения широко используются певцами, актёрами, ораторами и людьми с вокальными травмами-. Они считаются эффективными как для развития голоса, так и для его реабилитации, что подчеркивает их универсальность и полезность в голосовой терапии и тренировках.
Преимущества SOVT-упражнений
Минимизация усилий и снижение напряжения
При выполнении упражнений для полузакрытого речевого тракта вы частично перекрываете поток воздуха ртом, что, в свою очередь, уменьшает усилие, необходимое голосовым связкам для колебания, что естественным образом способствуют более эффективному воспроизведению звука.
Преграда создаёт обратное давление, которое облегчает процесс смыкания голосовых связок.
В результате певцы и ораторы могут воспроизводить звук со значительно меньшим напряжением. Это особенно полезно во время длительных выступлений, поскольку помогает предотвратить переутомление голоса и возможное повреждение голосовых связок с течением времени.
Улучшение резонанса и чистоты звука
Уникальная конфигурация речевого тракта во время исполнения SOVT-упражнений способствует улучшению резонанса. Выполняя эти упражнения, люди могут исследовать и открывать для себя наиболее резонансные звуки своего голоса.
Резонанс способствует более полному и насыщенному звучанию, для создания которого требуется меньше физических усилий.
Кроме того, улучшается чистота и ясность голоса, поскольку упражнения помогают поддерживать постоянный поток воздуха, гарантируя, что голосовые связки могут свободно колебаться и издавать чистый звук.
Развитие диапазона и гибкости голоса
Выполнение SOVT-упражнений может привести к заметному улучшению вокального диапазона и гибкости голоса. Лёгкое сопротивление голосовым связкам способствует их укреплению и способности адаптироваться, облегчая доступ как к более высоким, так и к более низким нотам с меньшими усилиями.
Это особенно полезно для певцов, которые хотят расширить свой репертуар, или для ораторов, которые стремятся варьировать высоту звука, чтобы звучать более выразительно и динамично.
Кроме того, упражнения способствуют более плавным переходам между вокальными регистрами (например, от грудного голоса к головному), способствуя сбалансированному звукоизвлечению на протяжении всего вокального диапазона.
Служит для распевки и расслабления
SOVT-упражнения очень эффективны как для разогрева голоса перед работой, так и для его расслабления после. Начиная с этих упражнений, певцы могут постепенно подготовить голос к более сложным задачам без риска его травмировать.
Аналогично, SOVT-упражнения после интенсивного использования голоса помогают расслабить голосовые связки, способствуя процессу восстановления.
Подготовка и восстановление – важный аспект поддержания здоровья голоса, особенно для тех, кто регулярно и интенсивно занимается.
SOVT-упражнения
Трели губами
Трели губами получаются, когда вы выдуваете воздух через неплотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию, т.е. трель. (Часто используют звуки «БР» или «ПР»). Это упражнение создает лёгкое сопротивление воздушному потоку, что помогает уменьшить напряжение в голосовых связках и окружающих мышцах.
Певцы могут эффективно разогревать свой голос, развивая диапазон и гибкость голоса, используя трель на различных нотах, звукорядах и гаммах.
Вибрация также способствует расслаблению мышц лица и помогает установить связь между поддержкой дыхания и звукоизвлечением – за это многие вокалисты любят использовать трель губами во время распевок.
Мычание
Держите губы сомкнутыми и издавайте продолжительный звук «М», который естественным образом создает полусомкнутый голосовой тракт. (Также вы можете использовать и другие звуки, например «З», «Ж», «Н» и т.д.)
Это упражнение полезно по нескольким причинам. Во-первых, оно помогает мягко разогревать голос без напряжения. Во-вторых, вибрации, которые вы ощущаете, когда мычите, могут повысить чувствительность лица, губ и носовых проходов, что способствует улучшению резонанса и звука.
Мычание также полезно для того, чтобы сосредоточиться на поддержке и контроле дыхания, поскольку для поддержания звука требуется постоянный поток воздуха. Это простое, но эффективное упражнение может послужить основой для более сложных вокальных техник.
Пение через соломинку
В упражнении «пение через соломинку» поток воздуха направляется через узкий проход, создавая обратное давление, которое помогает голосовым связкам колебаться более эффективно. Обратную сторону соломинки вы можете поместить в бутылку с водой для создания дополнительного сопротивления или оставить в воздухе.
Обратное давление облегчает процесс звукоизвлечения, обеспечивая более плавное и сбалансированное звучание. Это универсальное упражнение, которое можно адаптировать к различным уровням сложности, изменяя диаметр трубочки или среду, в которую помещён обратный конец соломинки.
Звукоизвлечение в закрытую трубку
Подобно пению через соломинку, произнесение звука в закрытую трубку включает в себя пение через трубку, которая предлагает больше разнообразия по размеру и материалу. Этот метод также создаёт обратное давление, но различные трубки могут давать различное сопротивление и тактильную обратную связь.
Разнообразие размеров и материалов, таких как трубы из ПВХ или вокальные трубочки, можно выбрать в соответствие с личными предпочтениями и конкретными вокальными целями.
Приложите ладонь ко рту
Поднесите ладонь ко рту так, чтобы у вас остался небольшой зазор и начните петь.
Этот метод создаёт полузакрытую среду, аналогичную другим техникам, но с дополнительным преимуществом немедленной тактильной обратной связи от руки.
Эта обратная связь может помочь певцам почувствовать свой резонанс, настроить воздушный поток и артикуляцию в режиме реального времени. Это простое и доступное упражнение, которое может быть особенно полезно для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях от пения и внесении тонких изменений в свою вокальную технику технику.
«Казу пальцами»
В этом упражнении пальцы, приложенные к губам, имитируют игру на казу. Здесь частичная преграда также создаёт обратное давление, способствуя более эффективному колебанию голосовых связок.
Это упражнение может выглядеть как игра, но остаётся весьма эффективным, помогая расслабить голосовой аппарат и внести разнообразие в распевку (отлично подходит для детей!)
Казу пальцами особенно хорошо подходит для занятий с молодыми певцами или новичками, т.к. делает тренировку более приятной, при этом сохраняя пользу от SOVT-упражнений.
По материалам: «6 Semi-Occluded Vocal Tract Exercises To Try»; Yona Marie
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK