Найти тему
Hussle.ru

Как измерить уровень репутации вашей компании

Оглавление

Знаете ли вы, что стоимость бизнеса зависит не только от материальных активов, но и от доверия к бренду со стороны потребителя? Измерить «уровень репутации» позволяет расчет такого показателя, как гудвилл. Если вы прежде не сталкивались с данным понятием, то, скорее всего, не в курсе, сколько стоят нематериальные активы вашей компании, что в будущем может стать серьезным упущением. Подробно расскажем про специфику этого показателя, а также способы его рассчитать и повысить.

Про гудвилл простыми словами

  📷
📷

Если обратиться к дословному переводу с английского языка, гудвилл (good will) означает «добрая воля» и зависит от того, насколько бренд известен, какова его репутация среди клиентов и партнеров, лояльная ли у него аудитория, слаженно ли работает команда, — все потому, что такие показатели во многом влияют на прибыль бизнеса. Кроме того, если гудвилл положительный, при продаже компании ее стоимость будет выше, так как вместе с бизнесом покупатели будут приобретать «доброе имя» и имидж. А от них, что вполне естественно, зависит и прибыль.

Какие критерии влияют на данный показатель?

  • Прежде всего, репутация бренда среди потребителей и на рынке в целом — чем более позитивно восприятие аудитории, тем выше будет гудвилл. Сюда же можно отнести лояльность покупателей, их LTV, уровень удовлетворенности, а также готовность рекомендовать друзьям и знакомым.
  • Социальная ответственность бизнеса — если компания ведет дела экологично, проявляет активность в части общественно значимых инициатив, уделяет внимание развитию спорта и культуры, вкладывает ресурсы в образовательную среду, данный показатель также положительно влияет на ее имидж.
  • Репутация управляющего состава — акцент делается на личный бренд руководителей, их деятельность и позицию по социально значимым вопросам.

Несмотря на то что гудвилл является важным показателем, рассчитать и оценить его объективно не так уж просто, потому что он базируется на довольно абстрактных данных. Тем не менее существует несколько популярных методов для расчетов.

Как посчитать гудвилл

Во-первых, стоит сказать, что к этому стоит прибегать, например, когда собственник решается выставить компанию на продажу или объединиться с другим брендом.

Один из методов расчета называется пропорциональным: для этого из суммы инвестиции вычитается сумма чистых активов дочерней организации и умножается на процент владения.

Приведем пример: основной владелец компании приобрел 70% акций дочерней за 50 млн, чистые активы организации составили 30 млн, получаем 50 – (30 * 70%) = 29 млн.
Как правило, такая формула применяется, если компании проходят процедуру слияния.

В такой же ситуации может пригодиться другой способ расчета, который называется полным, — согласно ему гудвилл равен сумме инвестиций контролирующего акционера и доли неконтролирующего за вычетом размера чистых активов.

Вернемся к примеру выше, где сумма инвестиций основного владельца составила 50 млн, чистые активы — 30 млн, а ДНА — 10 млн. В таком случае гудвилл будет равен 50 + 10 – 30 = 30 млн.

В обоих случаях мы говорим о том, что показатель является положительным, а значит, у бизнеса существует большой потенциал, он является достаточно устойчивым и способным преодолеть возможные возникающие трудности.

Еще один метод — сравнительный, его используют, когда компании решаются выйти на сделку по купле-продаже. Для того чтобы рассчитать гудвилл таким способом, аналитики выполняют большое количество работы. Прежде всего необходимо найти компании, аналогичные той, которая проходит оценку, и совпадающие с ней по объему активов, количеству сотрудников, товарной линейке и т. д. Далее нужно оценить уровень дохода подобранных организаций, а затем сравнить их с теми же критериями компании, проходящей процедуру оценки, — разница между ними и будет гудвиллом.

Гудвилл бывает как положительным (как в примере выше), так и отрицательным — он говорит о том, что фирма работает в минус, обладает не очень хорошей репутацией и при продаже данный показатель вносится в бумаги и влияет на ее рыночную стоимость.

  📷
📷

Способы, позволяющие увеличить гудвилл

Нетрудно понять, что положительный показатель напрямую влияет на прибыль компании, потому что делает ее конкурентоспособной, привлекает квалифицированный персонал, формирует позитивный имидж бренда и его узнаваемость, увеличивает лояльность потребителей и т. д. Поэтому собственнику и управленцам необходимо прикладывать усилия, направленные на рост гудвилла.

Что можно сделать:

  1. Поставить акцент на развитие социальной ответственности компании — на текущий момент это является одной из ключевых ценностей для большого количество людей, включая потенциальных и действующих сотрудников, а также потребителей.
  2. Внедрять современные технологии, которые обеспечивают комфорт клиентов и позволяют компании соответствовать требованиям времени.
  3. Работать над формированием сильного HR-бренда, потому что лояльная команда во многом позитивно влияет на репутацию бренда, являясь его амбассадором.
  4. Вкладываться в рекламу и продвижение компании — это позволит сделать ее узнаваемой и донести до покупателей ключевые ценности и смыслы.
  5. Создавать заботливый сервис, который будет формировать позитивный потребительский опыт. Лояльные покупатели = сильный бренд с положительным гудвиллом.

Юнит-экономика как инструмент для оценки прибыльности бизнеса

Почему каждый бизнес должен знать и высчитывать свои траты