Кратко напомню основные тейки из первой части, посвящённой нашей дружбе с садистским Вайлдберриз:
1. Перво-наперво нужны бумажки: ИП открывается легко и просто, особенно если его раньше не было (ведь в таком случае не нужно отправлять отдельные заявления в налоговую на смену налогообложения). Но следует помнить один неприятный факт — за наличие, так сказать, трушного ИП надо отваливать в год порядка 50 тыс. руб. Плюсом сверху капают в среднем 5 тыс. на услуги бухгалтера, который будет отправлять за вас квартальный отчёт. В формате доход-расход налоги в начале предпринимательского пути будут небольшие, но рекомендую хранить как можно больше чеков, которые хоть как-то могут быть связаны с бизнес-расходами (например, те же билеты на самолёты и поезда, закупка любых строительных материалов и т.д.).
2. Самый важный этап — поиск удачной (или просто не неудачной) локации. Чем дальше от конкурента(-ов), тем лучше, потому что с уменьшением расстояния возрастают риски оказаться загноблённым чушпаном. Напоминаю, что Озон или Яндекс.Маркет в данном случае не являются прямыми конкурентами — ваш главный противник это такой же собственник, как вы сами, и лучше избегать прямого PVP. Прямое противостояние зачастую становится боями в грязи, наглость и паранойю, которая никому не нужна. Если допустить развитие маркетплейсной паранойи, то вам начнёт казаться, что все сплотились против вас: и собственники с другого конца города, и франшизники, и оригиналы, и сама Бакальчук, проводящая вечер за бокалом вина и просмотром ваших камер.
Допустим, вы определились с локацией — район хороший, вы знаете наверняка, что он плотно заселён высотками, рядом много людей и ближайший к вам пункт не сильно помешает собрать трафик с окружающих дворов. Хоть я и потратила суммарно три-четыре дня на поиски помещений в фиолетовых субсидированных зонах, у меня до сих пор не получается точно ответить на вопрос, на какой из двух стульев я села: для слепых и наивных идиотов или для подающих надежды предпринимателей. Если вы планируете открываться и двигаться в данном направлении, то узнаете ответ лишь где-то через полгода, как минимум.
Итак, вы определились, съездили и заняли место у арендодателя. Теперь приготовьте кошелёк: настало время подачи заявки. Желательно в тот же день, как только вы навскидку договорились об аренде помещения, скачать приложение WBPoint, открыть его, ввести ваши данные как юр. лица, провести фотосессию с паспортом и начать заполнять заявку. Для этого вам потребуются фотографии помещения, начиная со входа (либо двери, либо двери и входа во двор, если вы попали в такую фиолетовую зону и такой период подачек от Вайлдберриз, когда разрешается открывать пункт не на первой линии, а во дворе, — актуальные требования к открытию можно узнать из их новостных каналов), в количестве +-6 штук; видео-прогулка (тоже начиная со входа, при этом рекомендую комментировать, например, где будет расположена клиентская зона, каких она будет размеров, будете ли вы убирать/достраивать перегородки и тому подобное); а также план БТИ (понятия не имею, что это такое, просто надо требовать это от арендодателя). Заявка заполнена, теперь настало время её отправлять и оплачивать. Стоимость разнится: в одно время так называемый "взнос" будет составлять 10 тыс. руб., в другое время 50 тыс. руб. Не беспокойтесь раньше времени — эти деньги возвращаются . Если заявка по каким-то причинам не будет одобрена, деньги возвращаются на расчётный счёт, с которого происходила оплата. Если заявка одобрена, деньги вернутся на расчётный счёт уже после открытия. Мне вернули взнос спустя где-то одну-две недели после активации.
После одобрения начинается самый жестокий этап — ремонт. Желательно, конечно, сделать его как можно раньше (да-да, очевидные факты), поскольку есть дедлайн в виде 30-ти дней. Если не втиснуться в сроки, при этом не договорившись с Вайлдберриз о просрочке, заявка может слететь. Договориться, если что, более чем реально, но надо понимать, что как только вы пожали с ВБ руки, вам, скорее всего, придётся дублировать практически все вопросы и просьбы по несколько и более раз. Партнёров много, тупых вопросов, на которые даже я могу отвечать другим собственникам, тоже много, и потому не всех могут заметить с первого раза. Не забываем, что, в отличие от франшизников, куратора у партнёров нет.
Циферки
Вот, мягко говоря, в душе не чаю, откуда в интернете берутся цифры в размере 700+ тыс. руб. на открытие. Вы что, собрались открывать кофейню, пекарню или салон? Нет.
Безусловно, ремонт может выйти затратным и превышающим средние значения, если повезло с расположением, но не повезло с планировкой помещения. Поэтому лучше не хвататься за первый попавшийся неплохой вариант, который придётся сильно переделывать. В среднем клиентская зона должна быть около 30-ти кв. м., без перегородок, которые будут мешать клиентам; также в среднем ставят три примерочные, которые уже сами по себе занимают приличное место; ещё рабочий стол менеджера, стойка выдачи тире проверки товара, часто их ставят в количестве двух штук; двухместных пуфик и зеркало в полный рост.
Поскольку ремонт является самой затратной по финансам частью, на нём тоже стараются экономить. Не положена плитка изначально — самостоятельно стелим светлый и самый дешёвый линолеум, имеются лишние перегородки — берём в руки молотки и перфораторы и самостоятельно ломаем, выкатываются глаза от цен за вывоз строительного мусора — уламываем местных дворников или работяг вместо компаний, не нравятся цены за готовые столы — покупаем листы ЛДСП и самостоятельно собираем столы, нет ноутбука, который не жалко, — берём уценёнку, б/у или первые месяцы работаем с телефона (это вполне реально), не хочется переплачивать за металлические стеллажи — заказываем доски и собираем стеллажи самостоятельно, прикрепляя их к стенам и полу (и не боимся этого, ведь на них можно спокойно залезать).
В общем, нижняя граница затрат на открытие — 350 тыс. руб., верхняя — 500 тыс. руб. На ремонтные работы обычно уходит 100-150 тыс. Мебель, включая стеллажи, примерочные, столы, пуфики, ковры, забирает где-то 60 тыс., тем более в два клика можно найти тех, кто отправит вам готовый комплект для конкретного ПВЗ. На технику уходит в районе 22 тыс.: ноутбук, если нужен, можно найти за 10 тыс., сканер для него за 1,5 тыс., комплект из трёх камер лично я брала по 2,8 тыс. за каждую, к ним проплачивается облачное хранилище на 90 дней (я перешла к видео-провайдеру за 530 руб./1 камера). Дополнительно, в зависимости от сезона, покупается либо тепловая пушка/тепловая завеса (около 2-4 тыс.), либо вентилятор/кондиционер. Всё остальное — мелочёвка по типу расходных материалов для ремонта и их доставка (тот же линолеум, шурупы, мешки, лампы, вывоз мусора и т.д.), трат на счётчики воды или вызов сантехника-электрика, флешка с ЭЦП для ИП, возможных комиссий риелторам и депозит, проведение и подключение интернета. Нюанс в том, что мелочи много и итоговая сумма на неё может прибавлять к затратам ещё 50-100 тыс. руб. В зависимости от того, насколько повезёт с арендодателем или же с собственными дипломатичными навыками, затраты могут возрасти из-за оплаты аренды в период ремонта, который может длиться месяц, — лично мне повезло добиться два месяца арендных каникул.
Когда ремонт и всякие приготовления закончились, наступает очередной момент ожидания — на этот раз ожидания активации после тех же самых манипуляций: фото- и видео-съёмка помещения, начиная со входа. После первой попытки сотрудники Вайлдберриз по открытию могут не одобрить готовый результат. Тогда они оставляют комментарий с замечаниями, которые нужно исправить в кратчайшие сроки (в интересах собственника), и затем начинается второй раунд. Мне одобрили с первого раза, поэтому не могу сказать, насколько они могут быть придирчивы. Знаю лишь, что это такая же русская рулетка среди всех маркетплейсов: кому-то Яндекс.Маркет не одобрил активацию ввиду того, что расстояние от входа до стойки выдачи чуть меньше, чем прописаны в брендбуке. В общем, кому как повезёт.
Следующий этап — очередная серия ждулей. Только теперь это ожидание первой поставки и полноценного вхождения в мир ПВЗ.