Британский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт (1896-1971) наряду с Анной Фрейд и Мелани Кляйн считается самым значительным детским психоаналитиком ХХ века.
Винникотт полагал, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до его рождения, а психика младенца является прямым следствием психики матери. Ему принадлежат положения и определения, навсегда вписавшие его имя в историю психоанализа и поменявшие представления о взаимоотношении матери и ребенка. Представляю вам некоторые из них.
Достаточно хорошая мать: термин, который он использовал для описания матери, которая способна удовлетворить потребности своего ребёнка. Винникотт утверждал, что «достаточно хорошей» может быть любая мать, которая стремиться понять своего ребенка, не злоупотребляет ни гиперопекой, ни излишней строгостью. Такая мать должна не только давать ребенку любовь и заботу, но и предоставлять младенцу возможность необходимых фрустраций, как предпосылок нормального последующего развития, обязательных для полноценного формирования жизненного опыта.
Холдинг ребенка: Я ребенка в первый год жизни телесно, отсюда небывалое значение в принятии и переваривании самых ранних эмоций ребенка играет функция холдинга, буквально означающая «держать, обнимать».
Именно тогда, согласно ученому, начинает формироваться структура Самости (self) ребенка. Дети, не получившие удовлетворения на этой стадии, могут испытать дефицит тактильности во взрослой жизни.
Переходный объект: представляет собой предмет, который создает ощущение психологического комфорта и помогает снять напряжение от расставания с объектом любви - матерью.
Для детей переходными объектами часто являются мягкие игрушки, одеяло, соски. Во взрослом представительстве таким объектами бессознательно может выступать все, что угодно, от сигареты до любимого аксессуара.
Интересна позиция Виникотта о времени отнятия от груди. Определяющим здесь является способность ребенка играть в игру «дать предмету упасть». Ребенок превращает в игру кидание, то есть утрату предмета, и таким образом проявляется его возможность справляться с потерей груди. Способность играть в такую игру обычно формируется между пятым и шестым месяцем жизни, что в целом совпадает с природной готовностью ребенка к твердой пище, так как именно в этот период начинают вылезать первые зубы.
А что вы думаете о взаимоотношении матери и ребенка? Какой ваш личный опыт? Давайте разберем и подискутируем!