«На следующее утро Сережу нашли спящим на остановке в незнакомом городе. Несмотря на сильный испуг, ребенок смог четко назвать имя, фамилию и родной город. Полдня он провел в местном участке полиции с девушкой-следователем, пока за ним не приехали сходящие с ума от страха и переживаний родители.
От места, где нашли ребенка, до их родного города было около ста километров. А про Дмитрия Николаевича больше никто ничего не слышал».
Евгения Федотова
Роман, который очень легко читается, держит интригу до самого финала и поначалу выглядит не тем, чем кажется. Потому как легкий флер мистики с таинственным исчезновением – завязка романа в дымке необъяснимой разумом таинственности, на самом деле просто красивое обрамление семейной драмы. К счастью, как по мне. Не уверена, что мне понравилось бы, будь «Горелое озеро» написано целиком в этом жанре, что-то у меня с магическим реализмом складывается не очень. Хотя, надо признать, автор меня растревожила, и я выстроила с десяток версий того, что же случилось на территории психиатрической больницы, куда Дмитрий Николаевич попал с внуком Серёжей. Попал и пропал.
📚Евгения Федотова «Горелое озеро»
На самом деле, «бросила детей» — это преувеличение. Просто так принято говорить в обществе. Поэтому роман даже где-то провокационный. И для кого-то станет триггером. Ведь когда из семьи уходит мужчина – это вариант нормы, общество смиренно кивает головой, грозит пальцем зловредной «природе» с присказкой «да кто из мужиков не изменяет». Если в разводе виновата женщина, мать двоих детей, после двадцати лет брака – да что она себе думает вообще? Вариантов осуждения здесь воз и маленькая тележка. Неважно, какие были причины, какие были проблемы.
Вдвойне ценно то, что Евгения Федотова описывает свою Алину не как жертву абьюза, газлайтинга или домашнего насилия, кому можно сочувствовать, чей уход можно оправдать. Про таких, как Алина принято говорить «с жиру бесится, пускай корову заведет и всё пройдёт».
«Я не понимаю, кто именно я сама. Как бы это объяснить... я мать, я жена, я бухгалтер, но это все не я. Это мои обязанности, мои роли. А я хочу разобраться, где среди этого всего я сама.
Понимаете, я обязана играть с сыном в этих плюшевых зайцев и медведей, я должна помогать с проектами и презентациями дочери, я должна финансово контролировать работу наших компаний, я должна помочь мужу смириться наконец с потерей отца, но при этом я сама не могу даже разбирать елочные игрушки! Получается, что я не человек, а просто функция»?
Евгения Федотова
На первый взгляд и на взгляд большинства, семья Алины и Эдуарда – идеальна. Ну если и не идеальна, то близка к тому. Дом - полная чаша, небольшой, но успешный бизнес, хорошие дети – дочь-старшеклассница и маленький Серёжка, любимый сын. Дружное, миролюбивое сосуществование как результат брака, заключенного некогда по любви.
Но отчего-то после исчезновения свёкра всё меняется. У Серёжки психологическая травма, муж сам не свой. Алина на грани нервного срыва вынуждена обратиться за помощью к специалисту, что в современном мире уже никого не удивляет. За консультациями психолога и психотерапевта обращаются почти так же часто, как к участковому врачу.
И эти сеансы в итоге меняют всё. Алина с головой уходит в новые отношения. При этом пытаясь сохранить баланс в отношениях с детьми. Алина и теперь уже бывший муж принимают странное решение. Странное для меня, ибо это игра, правила которой понятны, но неприемлемы. Имитация семьи. Пять дней в неделю Алина живет с Эдуардом и детьми на одной территории, на выходные уходит к любовнику.
Параллельно идет линия с расследованием исчезновения Дмитрия Николаевича, душевные терзания дочери-подростка, личная трагедия Эдуарда, абсолютно положительного мужского персонажа, который, в общем-то, виноват лишь в том, что любил как-то не так. Не так, как хотелось Алине. Страсти юности утихли, остались забота, внимание, уважение. Просто любовь выросла. А Алина нет.
И теперь она выбирает личное счастье. Выбирает себя, как женщину. Не как привычную жену и мать, а как ту, на кого смотрят с восхищением. Кого понимают, чьи интересы разделяют. Личное счастье, которое в глазах близких – предательство.
Очень зацепили, кстати, слова матери Алины, обращенные к Эдуарду (и вроде как одновременно и к собственному мужу, который так и не посмел что-то сказать в защиту своего пола), о том, что «святых здесь нет»:
«Вас, мужиков, послушать, так вам что, только одним налево ходить можно? И не надо мне сказки рассказывать, что это не так. Я жизнь прожила – знаю. А тут прямо целая драма получается».
Евгения Федотова
Измена, распад семьи – это плохо, и Елизавета Ивановна, мать Алины, это прекрасно понимает. Как и то, насколько хрупкими могут быть отношения двух любящих людей, один из которых запутался, а второй вроде и хочет протянуть руку помощи, но не решается.
Мне понравилось, как автор через диалоги, через внутренние монологи персонажей рассуждает о причинах предательства, о маленьких проблемах, которые есть в любой семье и которые однажды, под воздействием какого-то события, обстоятельства, вдруг превращаются в огромный снежный ком непонимания и взаимных обид, остановить который невозможно.
И вместе с автором можно поразмышлять – права Алина или нет? Должен ли муж простить её, и есть ли его вина в том, что случилось? Смогут ли они быть счастливы в дальнейшем? Имеет ли вообще женщина право ошибиться, или право выбрать себя, а не жизнь, в которой только функции и роли?
Ну и при чем здесь Горелое озеро, спросите вы. Не люблю спойлеры, поэтому просто скажу, что название романа – идеально. На 100% отражает суть, смысл, идею. Место, с которого всё началось.
После романа в книге есть несколько рассказов. Не очень-то люблю такой приём, но в этот раз была удивлена. Рассказы прекрасные, понравились очень. Так что это такой приятный бонус.