Звезды французской эстрады: наш француз Мишель Польнарефф.

Мишель Польнерефф
Мишель Польнерефф

Учитывая, что папой у Мишеля был одесский музыкант Лейб Полнарёв, так и хочется назвать Мишеля Польнареффа Мишей Полнарёвым.

Это, разумеется, не так, поскольку Мишель Польнарефф (Michel Polnareff) родился в 1944 году во Франции. Мама его была француженкой, а папа с 1923 года жил в этой стране. Но все-таки благодаря его папе мы на законном основании можем считать Мишеля нашим французом – как легендарного исполнителя Шарля Азнавура, кинозвезд Марину Влади, Робера Оссейна и Милен Демонжо, чьи родители прибыли во Францию с территории Российской империи (СССР).

Мишель в молодости. Еще без своих знаменитых очков.
Мишель в молодости. Еще без своих знаменитых очков.

К сожалению, наш Мишель Польнарефф на территории «одной шестой части суши» не очень-то известен. И это еще, мягко говоря. Одна из его самых знаменитых песен «Love me, Please Love me» периодически звучала на радио, но в Союзе не было издано ни одной его пластинки – даже миньона. На советском ТВ по доступным в Сети данным он тоже ни разу не появился.

Учитывая, что лучшие свои песни он записал в 60-е – начале 70-х, вполне понятно, почему Польнарефф не пробился к массовой советской аудитории в 80-е годы, когда актуальная зарубежная музыка хлынула в страну в виде магнитоальбомов.

Польнарефф в начале карьеры. 1966 год
Польнарефф в начале карьеры. 1966 год

Я узнал о нашем Мишеле весьма поздно и увлекся его творчеством не сразу. Мое первое впечатление о его песнях было приблизительно следующим: неплохо, неплохо, особенно первый альбом, но шлягеров маловато.

Но однажды я включил его диск 1990 года с оптимистичным названием «Кama Sutra» в дальней автомобильной поездке, проезжая по плохо очищенной трассе через глухой зимний лес. После того как заиграла гипнотическая песня «Toi & moi» («Ты и я») мой интерес к Польнареффу резко возрос.

Эта композиция так зацепила меня, что до своего возвращения домой я еще раза четыре прослушал эту семиминутную вещицу! Как показывает опыт, чтобы проникнуться некоторыми песнями, нужно прослушать их в подходящей для восприятия обстановке.

Вступление в этой композиции длится более двух с половиной минут! Долгое вступление необходимо, чтобы ввести слушателя в трансовое состояние, после чего в его уши внедряется фантастический голос Польнареффа… И все! Дело сделано – Польнарефф как заразная респираторная инфекция, легко проникает внутрь организма. А лекарства от Польнареффа еще не изобретено...

Первый альбом Мишеля - "Love me, Please Love me" (1966) произвел фурор во Франции - две песни с него, выпущенные в виде синглов, достигли первого места в чартах (еще две попали в Топ-10). Когда я слушал его первый диск, мне казалось, что это песни, написанные «битлами» - настолько они по своему звучанию и духу похожи на композиции группы, вроде знаменитой «Michelle». Это впечатление усиливалось тем, что часть песен Польнарефф спел на английском.

В «Битлз» за музыку отвечали двое - Пол Маккартни и Джон Леннон, которым иногда помогал Д.Харрисон, а Польнарефф был сам себе композитор и в одиночку сочинил альбом, который вполне бы вписался в дискографию «битлов».

К сожалению, первая пластинка так и осталась лучшей у музыканта в музыкальном плане. На последующих было меньше запоминающихся мелодий, за исключением уже упомянутой «Кama Sutra», которая стала 9-й студийной работой Польнареффа. Но отдельные шлягеры Польнефрефф до начала 70-х поставлял исправно.

На втором его альбоме «Le bal des Laze» (другое название – «Volume 2», 1968) самыми интересными стали три композиции: «Ta-ta-ta-ta», «Mes regrets» и «Le bal des Laze».

В том же году он выпустил сингл сразу с двумя хитами: «Jai du chagrin Marie» и «Ring a ding». Если бы эти песни вошли во второй альбом музыканта, то это был бы супердиск!

Но у Польнареффа такая ситуация стала нормой – его успешные композиции с синглов на больших номерных дисках выходили не всегда.

Польнарефф в 1966 году
Польнарефф в 1966 году

В первые годы карьеры Мишель напоминал милого и скромного юношу, вполне вписывающегося в стандарты буржуазного общества. Но в 1968 году во Франции произошел бунт заевшейся молодежи, которая вышла на улицы городов под лозунгом: весь мир до основания мы разрушим, а затем..

Что затем – никто не знал, и скоро движение сошло на нет, но Мишель явно не остался в стороне от протеста молодежи, благо он сам принадлежал к этому поколению.

Возможно, в это время старик Польнарефф вспомнил свою молодость и напомнил сыну: ты одессит, Миша, а это значит… - И Михаил пошел в революцию!

Учитывая, что папой у Мишеля был одесский музыкант Лейб Полнарёв, так и хочется назвать Мишеля Польнареффа Мишей Полнарёвым.-5

Но в его случае революция ограничилась только сценой. Мишель не стал надевать кожанку и цеплять на пояс наган. Он одел модные шмотки и нацепил умопомрачительные очки, которые стали его визитной карточкой.

Правда, с дизайном очков артист определился не сразу, но к 1972 году бренд «Польнарефф» вполне сформировался.

Польнарефф в 1973 году
Польнарефф в 1973 году

Очки на самом деле понадобились Мишелю по медицинским показаниям, но он превратил их в самую узнаваемую деталь своего бренда.

Польнарефф и Джонни Халлидей. 1971 год
Польнарефф и Джонни Халлидей. 1971 год

Фантастический голос, талант мелодиста, шикарные очки – что еще надо чтобы стать звездой? И Польнарефф стал ей.

К началу 70-х он считался одной из главных французских поп-звезд нового поколения, к которым относились Д.Халлидей, Д.Дассен, К.Франсуа, Шейла, Жюльен Клер…. И, пожалуй, самым экстравагантным исполнителем Франции – таким же, как Элтон Джон, Дэвид Боуи и Марк Болан в Британии.

Мишель с Жильбером Беко
Мишель с Жильбером Беко

В начале 70-х одна творческая удача у Мишеля следовала за другой.

В 1971 году на его счету три песни, которые не стоит пропускать: «Qui a tue grand-maman? (посвящена памяти умершего в сентябре 1970-го продюсера Мишеля – Л.Морисса), «Nos Mots d amour» и «A minuit, a midi».

Все они есть на третьем студийном диске Польнареффа «Polnareffs» (1971). Особенно хороша последняя.

В том же году на экраны Франции вышла комедия с Луи де Фюнесом «Мания величия» Жерара Ури, композитором которой стал Мишель. Основная музыкальная тема фильма сильно напоминает музыку из вестернов.

Польнарефф с режиссером Ж.Ури и актрисой Мишель Морган
Польнарефф с режиссером Ж.Ури и актрисой Мишель Морган

В 1972 году на счету Мишеля проникновенная «Holidays» - одна из самых популярных его композиций, вышедшая только в виде сингла. На номерных альбомах ее нет.

Успешная карьера Польнареффа пошла под откос уже в следующем году. Обманутый своим менеджером, он становится крупным налоговым должником и уезжает от свалившихся неприятностей в США (как известно любому одесситу – с Миссисипи выдачи нет!). Следующие несколько лет он жил в Америке и пытался построить музыкальную карьеру там.

В 1977 году Мишель пишет письмо на родину - ностальгическую песню «Lettre a France», в следующем году возвращается во Францию, чтобы отбиться от налоговых претензий, издает новую пластинку, но в целом его творчество после отъезда в США уже не впечатляет.

В 1981 году он выпускает во Франции успешный альбом «Bulles», который стал самым большим успехом Польнареффа (было продано более 800 тыс. экземпляров). К сожалению, для зарубежного слушателя ничего особо интересного на альбоме нет, кроме бодрой песенки «Tam Tam».

Учитывая, что папой у Мишеля был одесский музыкант Лейб Полнарёв, так и хочется назвать Мишеля Польнареффа Мишей Полнарёвым.-10

По большому счету все 80-е годы оказываются для Польнареффа неудачными. Его следующий альбом провалился, а сам Мишель к концу десятилетия практически ослеп из-за катаракты. Будучи инвалидом (в 45 лет!), он безвылазно проживал в одном французском отеле, где и приступил к записи той самой пластинки «Кama Sutra» (1990), на которой содержится самая оптимистичная и гипнотическая песня Польнареффа - «Toi & moi».

Выпущенная в виде сингла, эта композиция, по большому счету, провалилась. Она не включается в сборники лучших вещей музыканта, и я понимаю – почему. Ее текст откровенно на любителя: «Нет СПИДа, ты и я, мы идем туда…Нет СПИДа, ты и я, мы идем туда…». Но тем, кто не знает французского, какое дело до этого сомнительного текста? От этого песня не становится менее гипнотической.

К сожалению, на альбоме «Кama Sutra» завершается творческая история Мишеля Польнареффа. Муза поддержала слепого музыканта - его альбом стал успешным, он не умер с голоду, а в 1994 году после операции на глазах вновь стал зрячим. После этого у Польнареффа были успешные концерты и альбомы, записанные на этих концертах, редкие новые синглы, а в 2018 году он даже выпустил десятый студийный диск, который оказался неудачным.

Учитывая, что папой у Мишеля был одесский музыкант Лейб Полнарёв, так и хочется назвать Мишеля Польнареффа Мишей Полнарёвым.-11

В целом за тридцать последних лет Мишель написал около десятка новых песен. Такая "невиданная в истории работоспособность", очевидно, свидетельствует, что как композитор Польнарефф закончился еще в 1990 году, после окончания записи альбома «Кama Sutra».

Он мог бы исполнять репертуар других авторов, как поступила автор-исполнитель Вероник Сансон, когда вдохновение ее покинуло, но Мишель все последние десятилетия предпочитает перепевать свои старые хиты, перейдя в ряды ветеранов эстрады задолго до наступления старости.