По словам руководителя Волховского отделения ВООПИиК Егора Фалькова, подобная масштабная экспедиция по району была едва ли не единственной. Тем ценнее сегодня ее результаты: большинства из построек, которые зафиксировали участники осмотра С. Г. Сапунов и В. В. Терешин, уже нет.
Согласно материалам экспедиции, деревня Харчевня, от которой осталось четыре дома, расположена на бывшем тракте Петербург — Архангельск. Во время Великой Отечественной войны через этот поселок проходила трасса Дороги жизни. Эта узкая старинная дорога, мощенная булыжником, сохранилась до сих пор (скрытая от глаз музейная реликвия, расположенная в полях). Сегодня ею не пользуются, поскольку в нескольких километрах от нее проходит современная магистраль — трасса «Кола» (Мурманское шоссе).
«От постоялого двора в деревне Харчевня, ранее состоявшего из большого числа жилых и хозяйственных построек, осталась только одна клеть, — указано в материалах экспедиции. — По местным преданиям, в этой деревне на одном из постоялых дворов (а их было когда‑то пять-шесть) в свое время ночевал А. В. Суворов».
Сегодня деревня Харчевня входит в Кисельнинское сельское поселение. По данным на 1997 год, в ней проживал один человек, спустя пять лет там вообще не было отмечено постоянного населения. Однако через пять лет там жили пять человек — по всей видимости, дачники из города.
Участники экспедиции 1970 года обследовали и соседние населенные пункты. Было зафиксировано, что в деревне Лавния сохранилось несколько построек конца XIX века.
«Сама деревня довольно большая, частично сохранила старую планировку, которую часто нарушали сильные пожары. Деревня считается старообрядческой. В домах много икон, — указывалось в отчете. — В деревне Вельца сохранился один старый дом. Он принадлежит Леониду Митрофановичу Яковлеву. Этой зимой он опустил дом (сделал одноэтажным). Под одним из углов он нашел монету 1870 года. Его отец купил этот дом у Татьяны Михайловны Садофьевой из деревни Свинкино, ей 91 год. По ее словам, дому столько же».
В деревне Вольково (ныне входит в состав Вындиноостровского сельского поселения) краеведы обратили внимание на двухэтажный дом-пятистенок, в котором размещался сельский клуб.
«Фундамент на углах — булыжный, — отмечено в отчете. — На первом этаже два нормальных окна и одно трехстворчатое. Завершается главный фасад резным фронтоном, по карнизу вырезана надпись: «Строен дом 1894 4 дня. Сей дом Андрея Устина работали плотники Александр, Григория, Яков, Ив».
В той же деревне сохранялась церковь Покрова Пресвятой Богородицы и поповский дом, а возле них — остатки старого погоста. Местные жители почему‑то называли его то ли «литовским», то ли «латышским».
Считалось, что в прежние времена на месте Вольково жили латыши. В далекой памяти осталось, что они были добрыми людьми, но их землю заняли предки местных крестьян, и старым хозяевам пришлось уйти.
Со слов старожилов краеведы записали, что у обитателей деревни Вольково в XIX веке существовал обычай в поминальные дни приходить к этим могилам. Принято было говорить: «Пойдемте, православные, поминать латышей».
Со времен той экспедиции прошло уже больше полувека, и деревни, даже в глубинке, очень сильно изменились. В Харчевне, Лавнии и Вольково и сейчас живут люди — по большей части это горожане-полудачники.
По словам Егора Фалькова, Волховское отделение ВООПИиК планирует возобновить практику подобных краеведческих экспедиций.