Найти в Дзене

КИТАЙ РЕАЛИЗУЕТ МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ (ВСМ)

КИТАЙ РЕАЛИЗУЕТ МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ (ВСМ). ОНИ СВЯЗЫВАЮТ КРУПНЫЕ ГОРОДА СТРАНЫ, А ПОЕЗДА СПОСОБНЫ РАЗВИВАТЬ СКОРОСТЬ ДО 350 КМ/Ч.

ZUMA/ТАСС
ZUMA/ТАСС

В марте 1990 года Министерство железных дорог (МЖД) КНР подготовило для Госсовета страны «Доклад о необходимости приступить в период восьмой пятилетки к решению вопросов технического обеспечения высокоскоростного железнодорожного движения». Именно этот документ открыл новую эру развития железных дорог Китайской Народной Республики. В декабре того же года МЖД внесло на рассмотрение Всекитайского собрания народных представителей предложение по сооружению первой ВСМ между Пекином и Шанхаем. Как рассказал «Гудку» почётный профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, эксперт в области высокоскоростного железнодорожного транспорта Игорь Киселёв, создание ВСМ в Китае было обусловлено стремительным развитием экономики.
«В конце 1970-х годов задача реформ в КНР заключалась в том, чтобы накормить население, а в 1990-е годы их целью стало развитие экспортной торговли и привлечение иностранных инвестиций, что потребовало значительного увеличения объёмов пассажирских и грузовых перевозок», – подчёркивает он.

В 1994 году между городами Гуанчжоу и Шэньчжэнь были запущены поезда, которые развивали скорость до 160 км/ч. Тогда же в КНР началось создание отечественного пассажирского скоростного, а затем и высокоскоростного подвижного состава. В 1996 году на локомотивостроительном заводе «Чжучжоуские электровозы» стартовало производство скоростных пассажирских электровозов серии SS8 «Шаошань 8».
«За короткое время было создано несколько типов высокоскоростных поездов. Например, в 2001 году был представлен электропоезд, состоящий из электровоза и шести прицепных вагонов, «Голубая стрела». Его конструкционная скорость – 200 км/ч, общая вместимость – 421 пассажир. Он тогда установил национальный рекорд, разогнавшись до 235,6 км/ч», – говорит Игорь Киселёв.

Цель достижима

В 2004 году Китай поставил перед собой задачу реализовать масштабный проект по созданию ВСМ по всей стране.
«Была выдвинута стратегическая цель довести общую протяжённость железных дорог в Китае к 2020 году до 100 тыс. км, при этом построить не менее 12 тыс. км высокоскоростных магистралей. КНР с этим вызовом справилась, став лидеров в мире по протяжённости ВСМ», – отметил Игорь Киселёв.

Первая ВСМ с проектной скоростью 350 км/ч Пекин – Тяньцзинь была введена в регулярную эксплуатацию точно в намеченный срок, к Олимпиаде 2008 года. На следующий год за ней последовала вторая ВСМ Гуанчжоу – Чанша – Ухань протяжённостью 1068 км.

К декабрю 2012 года были завершены ещё две ВСМ: Пекин – Шанхай и Пекин – Гуанчжоу длиной 1318 и 2105 км соответственно. «Это позволило связать между собой эффективными железнодорожными сообщениями три наиболее динамично развивающихся экономических кластера Китая», – пояснил Игорь Киселёв.

По последним данным национальной компании China Railway (CR), протяжённость железнодорожной сети Китая составляет около 159 тыс. км, из которых 45 тыс. км – это высокоскоростные линии.

Последней введённой в эксплуатацию ВСМ стала магистраль Цзинань – Чжэнчжоу длиной 407 км (см. инфографику). Новая ВСМ соединила между собой две действующие магистрали (Пекин – Гуанчжоу и Пекин – Шанхай) и стала частью опорной высокоскоростной сети, сформированной из восьми линий направления север – юг и направления запад – восток. До конца текущего года Китай намерен ввести в эксплуатацию не менее четырёх новых линий ВСМ.

КНР работает и над созданием инновационного подвижного состава. Так, в апреле этого года в Пекине был презентован поезд CR450. Это новейшая модель китайских высокоскоростных поездов, которая сможет развивать скорость 400 км/ч. Поезд будет значительно быстрее используемых в настоящее время CR400 «Фусин», рассчитанных на максимальную скорость 350 км/ч.

Как заявили в Китайской государственной железнодорожной корпорации, являющейся оператором железных дорог страны, новый поезд потребляет на 20% меньше энергии и отличается улучшенными тормозными характеристиками.

Эффект магистрали

Строительство ВСМ оказало огромное влияние на экономику Китая. «Рост валового регионального продукта (ВРП) в регионах Китая, которые объединены высокоскоростной магистралью, происходит на 20% быстрее, чем на всех остальных территориях. В общем даже зависимость такова, что на развитых территориях ВРП растёт примерно на 15% быстрее, а на депрессивных территориях – на 25–30% быстрее, чем по всей остальной стране», – говорил глава «Сбера» Герман Греф 14 марта на совещании, посвящённом запуску строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Кроме этого, решается вопрос занятости населения: в Китае линии ВСМ обслуживают более 300 тыс. человек. «Что очень важно: в Китае резко сократились выбросы продуктов горения топлива. Мы посмотрели, насколько сократилось потребление топлива за один год, – 2 млрд тонн. Экономия выбросов CO2 в атмосферу – 6,3 млрд тонн. Китайцы очень досконально это посчитали», – отметил Герман Греф.

Источник: Дарья Чикиркина,
Гудок