Найти в Дзене

Почему не все команды выполняются идеально?

На самом деле разница не в командах и навыках, а в том, как и чему на самом деле мы учим собаку.

  Напомню, что в дрессировке мы используем две формы научения: оперантное и классическое обусловливание. Если просто, то мы учим собак «по Павлову» или «по Скиннеру».

«Рефлекс Павлова» — это когда мы используем какой-то стимул, на который любая собака реагирует одним и тем же способом. Потому что реакция на этот стимул врожденная. 

  Например, еда – двигаться за едой и открывать рот, поглощать еду. Боль – избегать боли, изменяя положение своего тела. Угроза – испуг и один из врожденных ответов на стресс. Что-то приятное – предвкушение, радость и желание приблизиться.

  Уча собаку чему-то таким образом, мы управляем стимулами, вызывающими врожденные реакции. Добавляем в самое начало этой цепочки команду или жест и делаем много-много одинаковых повторений. 

  И в конце концов получаем нужную цепочку действий. Команда/жест –> врожденная реакция собаки.

  Получаем очень стойкий условный рефлекс, например, на маркер ДА. Услышав его, собака сразу оживляется и ждет лакомства. Или на слово «нельзя», связанное с неприятными эмоциями и ощущениями – собака сразу сжимается, останавливается, прекращает делать то, что делала.

  

Другой вариант обучения, который позволяет научить собаку чему-то, что не входит в ее врожденный репертуар поведения, это «по Скиннеру». Здесь мы управляем не стимулами, а последствиями поведения самой собаки.

  Например, собака случайно села – получила еду. Прыгнула лапами на владельца в попытке добраться до игрушки – получила его ругань. Натянула поводок, пытаясь скорее дойти до интересных меток – получила остановку и прекращение движения. Замерла во время неприятного вычесывания колтуна – получила перерыв и освобождение от неприятных ощущений.

  Если обучение «по Павлову» — это вырабатывание автоматической врожденной реакции на наши слова и жесты. То обучение «по Скиннеру» — это составление когнитивной карты для удовлетворения потребности.

  Когда мы отталкиваемся от потребностей собаки и учим ее садиться, чтобы получить еду из нашей тарелки – это поведение связано с желанием собаки получить нашу еду. Когда мы учим собаку не тянуть поводок, останавливая ее при натяжении и давая свободу при провисе поводка – мы опираемся на то, что собака хочет двигаться и для нее это награда.

  Неправильно оценил потребность собаки – не получил результата. Например, решил отворачиваться и не общаться с собакой, которая лает. А ей нравится сам процесс лая. В этом случае игнор никак не подействует.

Именно в этом обвиняют «сторонников ПП». Мол «вы учите собак слушаться только при куске, а если кусок собаке не нужен, то она и слушаться не будет». Проблема не в способе обучения, как таковом – а в том, как он используется и для чего.

  Если мне нужно развить у собаки репертуар поведения, я просто хочу выучить побольше трюков или скорректировать с их помощью какую-то проблему – то мне не нужно безотказное выполнение. 

  А если я хочу безотказного выполнения, а обучаю собаку «по Скиннеру», то я должна создавать (если это возможно для конкретной собаки) связь между занятиями и радостью/позитивом. 

 И это уже не «чистый Скиннер». Ведь эмоции являются врожденной реакцией на приятное и неприятное. И то, что собака начинает радоваться, услышав команду «ко мне» — это уже обучение по «Павлову». 

 Команда -> эмоция -> желание приблизиться к месту, где эти эмоции будут сильнее всего (то есть прибежать к владельцу и получить награду).

  Можно научить собаку отдавать игрушку, чтобы получить взамен что-то ценное. Или чтобы игра не прекращалась. Это будет работать ровно до того момента, пока собака заинтересована в награде или продолжении игры.

  Но заведите собаку игровика до состояния «зеленых глаз», и привычное «дай» может уже не сработать.

  Можно научить подбегать от других собак по команде «ко мне», но пока у собаки эта команда связана с супер сильными эмоциями. Если там, рядом с другими собаками, появится более сильная потребность (например, в безопасности), подзыв скорее всего не сработает.

 Но зато выученная и закрепленная «по Павлову» команда «брось», связанная с открыванием пасти, чтобы взять еду, сработает практически в любой ситуации.

 А – как бы печально это не было – подзыв лучше всего работает, если его закрепили ощущением дискомфорта/страха или другой опасности вдали от владельца.

 Нет, я не призываю сейчас срочно всем использовать методики советских лет и отказываться от оперантного научения. 

 Я призываю думать и оценивать – чему и как вы учите собаку. Как закрепляете команды. Какие из них зависят от того, хочет ли собака получить еду/игрушку/похвалу или избежать чего-то неприятного. А какие зависят только от связи между командой и врожденной реакцией собаки.

  Полагаться на результаты оперантного научения можно только тогда, когда вы «по Павлову» выстроили у собаки связь между командой и очень сильными эмоциями. 

  Когда она горит глазами при ее звуке или сразу сжимается в ожидании неприятных последствий (да, обучение «по Скиннеру» - это далеко не только ПП).

  А полагаться на результаты обучения «по Павлову» можно только тогда, когда вы проверили, что эта связь «команда -> врожденная реакция» работает в разных условиях и в любом состоянии собаки.

  Так что сразу выбросьте из головы, что собака «должна безотказно выполнять любую выученную команду». На самом деле для безопасного быта и прогулок достаточно 2-3х команд, которые действительно будут работать всегда. 

 А все остальное, чему вы учите собаку – это ваш контакт, ваша совместная радость, ваши общие интересы и саморазвитие. Другая цель, значит, и другой подход.

 P.S. Кстати, именно поэтому «твою мать» после не сработавшей команды «ко мне», обычно «долетает до собаки» и приводит к результату. Потому что это угроза, потому что это страшно, потому что врожденная реакция на угрозу от объекта привязанности – это идти к нему «мириться».

 Если уж используете такой способ, не забывайте показать собаке, что мириться с вами это хорошо и вы тут же перестаете злиться. А то у собаки есть еще одна врожденная реакция на угрозу – держаться подальше от того, что опасно. 

 Если вы станете для собаки опасным объектом, на которого не действует умиротворение, то попрощайтесь с подзывом 🤷‍♀️