Книга «Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь» Массимо Пильюччи рассказывает историю стоицизма и о его актуальности в современном мире. Я не являюсь поклонником философии, поэтому для меня эта книга была мягким и увлекательным введением в стоицизм.
стоицизм — это не подавление или сокрытие эмоций, а их осознание, размышление об их причинах и умение направлять их себе на благо. Это понимание того, что находится под нашим контролем, а что — нет: следует сосредоточить усилия на первом, вместо того чтобы напрасно тратить их на второе. Стоик стремится к добродетели, совершенству и живет по принципу: «Делать все настолько хорошо, насколько это возможно», он осознает моральный аспект всех своих действий.
В книге в доступной форме рассказывается как можно применить идеи стоицизма в повседневной жизни.
Каждый человек должен быть сосредоточен на том, что он может сделать, а не на том, чего не может. Вместо того чтобы говорить «У меня ничего не получится», необходимо говорить: «Я могу это сделать таким-то образом».
вы можете быть парализованы нерешительностью, будучи не в состоянии среди множества возможностей выбрать определенный план действий. Как установила современная когнитивная наука, наш разум плохо справляется со слишком большим выбором, будь то блюда в ресторанном меню, модели автомобилей в дилерском центре или что угодно другое. А мир, словно нарочно усложняя дело, непрерывно меняется, требуя от нас постоянно корректировать цели, решения и действия. Другими словами, нам нужно научиться сохранять свою агентность в условиях перманентных изменений.
А также при наличие физических и психическим проблем.
Знание своего физического и психологического потенциала включает и знание своих ограничений. Незнание или, что еще хуже, самообман в отношении своих способностей очень опасны. При этом нам необходимо постоянно обновлять и уточнять свое понимание того, что мы можем. Это зависит не только от наших способностей, но и от физических и социальных условий, в которых мы находимся в данный момент. <...> Мы должны развить своего рода внутреннюю сигнальную систему, которая будет сообщать нам, когда следует стать активнее, поднять планку, а когда, наоборот, необходимо отступить.
Массимо Пильюччи приводит в книге пример того, как стоицизм может помочь при аутизме. Он рассказывает про женщину с диагностированным во взрослом возрасте РАС. Ее мучила депрессия из-за того, что мечте о научной карьере блистательного историка не суждено было сбыться.
Мечта гибла не из-за внешних препятствий (например, невозможности найти хорошую работу), но из-за внутренних преград: эта женщина попросту не могла справиться с социальной средой современного мира. Довлевший над ней страх неудачи и неуверенность в себе со временем усугубились настолько, что в конечном итоге ее поместили в психиатрическую больницу. Выйдя оттуда, наша героиня открыла для себя стоицизм. <…> Женщина начала читать всех стоиков подряд и в итоге нашла того, чьи идеи были ей наиболее близки — римского драматурга и оратора Сенеку. (Вообще, все современные стоики, в зависимости, вероятно, от их собственной личности, склонны выбирать себе «любимого» античного философа и придерживаться его специфического толкования стоической Нашу героиню привлек и социальный аспект человеческого существования, на котором настаивал стоик Сенека.
Мне тоже нравится Сенека. Я не могу сказать, что он мой любимый стоик, так как не читала никаких других древних стоиков, но его идеи мне близки и понятны.
Для женщины, о которой я пишу, заботливое отношение к другим людям казалось проблематичным, теперь она четко понимала, к чему ей нужно стремиться. И она регулярно перечитывала слова Сенеки: «Я не знаю, что мне удастся, но предпочитаю остаться без успеха, чем без веры».
Стоицизм помог этой женщине с аутизмом изменить взгляды на жизнь. Мне сложно сказать, повлиял ли радикально на мою жизнь Сенека, но после книги Массимо Пильюччи мне однозначно хочется побольше познакомиться с учением стоиков.