7 мая в Москве состоялась церемония инаугурации президента России Владимира Путина. Ряд западных стран демонстративно бойкотировал событие, однако немецкие СМИ отметили раскол в ЕС по поводу такого шага. В то же время в Кремле подчеркнули, что церемония проводится в первую очередь для россиян. В союзной Беларуси, где ранее состоялось первое заседание Всебелорусского народного собрания в новом конституционном статусе, также не собираются оглядываться на ЕС или США в своей внешней и внутренней политике. Москва и Минск ставят в приоритет свои национальные интересы. С какими вызовами Беларуси и России предстоит встретиться в новом политическом цикле, разобрался белорусский политолог, эксперт Межпарламентской ассамблеи СНГ Олег Лешенюк.
Изменения в российской и белорусской политике
Первая половина 2024 г. богата на значимые политические события в Союзном государстве Беларуси и России. В марте состоялись выборы президента Российской Федерации, а сегодня – инаугурация Владимира Путина, одержавшего на этих выборах победу с рекордными результатом и явкой. В Беларуси впервые состоялся Единый день голосования, в рамках которого избирались депутаты Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва. По новым правилам, согласно обновленной Конституции, прошли заседания седьмого созыва Всебелорусского национального собрания.
Всебелорусское народное собрание (ВНС) – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь. ВНС проводится в Беларуси с 1996 г., но до внесения поправок в Конституцию страны в 2022 г. его решения имели рекомендательный характер. Согласно новым положениям Конституции, после Единого дня голосования избираются члены Совета Республики Национального собрания Беларуси и делегаты Всебелорусского народного собрания.
ВНС наделено законодательной функцией, его решения обязательны для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности. Члены ВНС выдвигаются местными Советами депутатов и гражданским обществом. Кроме того, строго на основе участия в избирательном процессе в состав Всебелорусского национального собрания имеют право допуска представители партий, которые де-факто не являются структурами гражданского общества, но представляют интересы граждан страны.
В интересах народа
Стоит подчеркнуть, что в мире нет аналогичных специальных институтов, представляющих гражданское общество и обладающих возможностью правого и законодательного регулирования. То есть, в Беларуси создан уникальный институт государственного управления. Ему доверено утверждение серьезнейших документов, среди которых основные направления внутренней и внешней политики, военная доктрина, концепция национальной безопасности, программы социально-экономического развития страны.
В основном документы подобного статуса в странах мира утверждаются президентом, парламентом, верховным главнокомандующим и другими должностными лицами, в зависимости от политических систем. В Беларуси это право дает возможность гражданскому обществу вникнуть в важнейшие вопросы страны, разделить ответственность за национальную безопасность и суверенитет государства.
То, как Беларусь и Россия входят в новый политический цикл развития, говорит о вовлеченности общества и активной гражданской позиции населения Союзного государства. Люди заинтересованы в сохранении выбранного курса развития и совершенствовании интеграционного взаимодействия. Союзное государство неизменно нацелено на повышение благосостояния жителей двух стран, укрепление традиционных ценностей и суверенитетов Беларуси и России.
Естественно, в условиях мирового противостояния и нагнетания обстановки вокруг украинской ситуации со стороны Запада очевидно и закономерно, что результаты избирательных процессов не признаются западными центрами силы и международными организациями.
Осуществление информационного давления, использование в качестве аргументации непроверенных, ложных фактов ведется и в целях воздействия на социум стран Запада. Создается образ врага, активно насаждаются националистские идеи. Это приводит к разрыву связей между странами, пропасти в межличностных отношениях, пробелам в гуманитарном взаимодействии, отсутствию контактов. Западные страны пренебрегают ведением переговоров по развитию экономического сотрудничества между Союзным государством и ЕС.
Именно таким образом осуществляется внешнее вмешательство в развитие институтов президентства в Беларуси и России.
Попытки дискредитации Москвы и Минска
Попытки давления на институт президентства представляют прямую угрозу национальной безопасности страны. Подобная угроза так или иначе отражается на устойчивом развитии государства и ставит под вопрос эффективность государственного управления. Стоит вспомнить популярную западную концепцию Good Governance, которая в переводе с английского означает «хорошее управление», однако в русском языке не имеет точного эквивалента. Впервые она была предложена в 1997 г. в программах развития ООН. Однако в настоящее время эта концепция активно используется в странах Запада как научная база для дискредитации действующих политических систем, в первую очередь, стран Союзного государства.
Все, что не попадает под западные ценности и волю, признается несоответствующим принципам демократии в ее западном понимании, международному праву и самой концепции Good Governance. Подобная теоретическая база дает основание не признавать результаты выборов, ссылаться на чрезмерную персонализацию власти, заявлять о нелегитимности президента. А также устанавливать дипломатическое сотрудничество с альтернативными представителями, не обладающими поддержкой народа, но фактически осуществляющими экстремистскую деятельность.
Все это – не что иное, как развернутая информационная кампания, направленная на дискредитацию института президентства и, в первую очередь, подрыв доверия к избирательной системе. Гражданам Беларуси и России навязывают идею, что политическая элита не служит интересам народа, подстрекают к протестам и ненасильственному сопротивлению, пытаются подорвать имидж двух стран за рубежом. Такая экстремистская работа подпитывается мировыми центрами силы посредством неправительственных организаций, фондов, финансирования научных и образовательных проектов, СМИ (включая интернет-ресурсы и соцсети), оппозиционных структур, действующих как на территории государства, так и за его пределами.
Инструменты внешнего вмешательства и защита от них
Подобное вмешательство в целях подрыва доверия к институту президенства и дестабилизации общества строится на вмешательстве во внутренние дела государства посредством инструментов «мягкой силы». К ним относятся чужеродная идеология, подкрепленная научной концепцией, финансирование процессов и деятельности, направленной на подрыв государственности, то есть финансирование экстремизма (в некоторых случаях и терроризма). Давление оказывается и посредством введения односторонних принудительных мер в целях снижения экономической стабильности и уровня жизни населения. Компании и банки принуждают к отказу от работы с определенными странами, проводятся кибератаки, блокировки платежных систем. Наращивается численность войск у границ СГ, ведутся разработки биологического оружия в соседних странах и др.
Дестабилизация ведется и через воздействие на латентные кризисы, активизацию внутренних или региональных конфликтов, использование форс-мажорных обстоятельств (к примеру, природные бедствия, на случай которых нет разработанного механизма защиты населения).
Таким образом, любые потенциальные прямые или косвенные угрозы устойчивости государства способны стать поводом для спекуляций и осуществления вмешательства во внутренние дела государств со стороны третьих сил. Президент как глава государства в этом случае наиболее уязвим, так как на него конституционально возлагается ответственность за обеспечение устойчивости.
Поэтому консолидация и единство в рамках Союзного государства позволят укрепить государственный суверенитет. Консолидация общества всегда является положительным процессом для обеспечения устойчивого развития страны и общества, нормализации работы политико-властных структур и институтов, что позволяет стабилизировать и гарантировать устойчивость политической системы.
Олег Лешенюк, белорусский политолог, эксперт Межпарламентской ассамблеи СНГ