1K подписчиков

"Большую роль в победах "Торпедо" сыграла изобретательность и интуиция Валентина Иванова, его точные тренерские установки ...". 1976 год

1,4K прочитали
"Московский автозаводец", 19 ноября 1976 г. Сканировано автором ИстАрх.
"Московский автозаводец", 19 ноября 1976 г. Сканировано автором ИстАрх.

Итак, случилось долгожданное и радостное событие. После одиннадцатилетнего перерыва футболисты "Торпедо" в третий раз стали чемпионами страны.

Но вслед за первыми эмоциями возникает желание разобраться в том, что же представляет собой сегодняшнее "Торпедо" с точки зрения большого футбола, который измеряется не только очками и строками в турнирной таблице. Всех нас волнует и вопрос, сможет ли "Торпедо" занять место недавнего флагмана отечественного футбола - киевлян или же его ждёт участь московского "Динамо" - калифа на час.

Чтобы быть объективным в этом вопросе, необходимо проследить весь путь торпедовцев к золотым медалям осеннего чемпионата.

Начало было поистине ошеломляющее. 13 очков из 14 после семи игр и всего лишь один пропущенный мяч. И хотя торпедовцы уже на протяжении нескольких последних лет с завидным постоянством отлично выступали во втором круге, частично компенсируя неудачную игру первой половины чемпионата, их феноменальный результат заставил задуматься футбольную общественность. Но очки очками, а торпедовцы показывали при этом ещё и красивую, атлетическую, темпераментную игру, напоминая временами лучшие образцы британского футбола 60-х годов.

Болельщики, естественно, разделились на оптимистов и пессимистов. Первые верили в то, что "Торпедо" достигло не только собственного потолка, но и вообще уровня высшего международного класса. И, значит, пройдёт весь осенний чемпионат почти без потерь, финишируя с впечатляющим результатом - не менее 26-27 набранных очков*.

Истина, как и следовало ожидать, лежала посредине. "Торпедо" заслуженно и убедительно выиграла первенство, показав стандартный чемпионский результат для одного круга 20 очков. На два очка отстали не московские динамовцы, а киевские, вопреки всем прогнозам оправившиеся от последствий "звёздной болезни" их тренерского дуэта.

Для будущих поколений любителей футбола торпедовские 20 очков будут казаться обычным результатом лидера. Но их анализ представляет интереснейшую картину: 13 очков взято торпедовцами в первых семи играх, и семь очков в восьми последующих матчах.

Первые цифры раскрывают нам спортивный потенциал команды, когда все игроки играли вдохновенно, максимально выкладываясь в каждом матче, демонстрируя при этом верный психологический настрой и здоровое спортивное самолюбие. Большую роль в этих победах сыграла изобретательность и интуиция Валентина Козьмича Иванова, его точные тренерские установки на каждую игру, особое внимание к розыгрышу стандартных положений

Вторые цифры - семь очков в восьми играх - указывают на уязвимые места нового чемпиона: недостаточная физическая и психологическая выносливость команды, нестабильность индивидуального мастерства ведущих игроков. Несколько поблекла игра В. Сахарова - и это сразу же отразилось на рисунке игры всей команды, её настроении. Не в ударе оказался Е. Храбростин - и команда покидает поле побеждённой.

Прежде всего команду отличает использование современных принципов ведения атаки, когда акцент ставится на быстрый розыгрыш мяча при неожиданном перемещении двух-трёх нападающих. И с обязательным нанесением завершающего удара по воротам. Чаще подобный удар наносится из района штрафной площадки и головой. Реже применяются дальние удары. Следует отметить, что хорошая игра головой - явление редкое в нашем футболе - характеризует всю торпедовскую команду, а не только основных бомбардиров С. Гришина и Е. Храбростина. Иногда команда даже слишком увлекается игрой на втором этаже по всему полю. (...)**

"Московский автозаводец", пятница, 19 ноября 1976 г., с. 7.

* Вероятно, редактор волевым решением вычеркнул мнение "пессимистов"... - А.К.

** Завершение статьи и другие материалы читайте в одном из следующих выпусков ИстАрх.

"Московский автозаводец". Сканировано автором ИстАрх.
"Московский автозаводец". Сканировано автором ИстАрх.