51,2K подписчиков

"Последнее метро" (Франция), "Соседка" (Франция) и "Весёленькое воскресенье" (Франция)

Последнее метро / Le Dernier métro. Франция, 1980. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан-Клод Грумберг. Оператор Нестор Альмендрос.

Последнее метро / Le Dernier métro. Франция, 1980. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан-Клод Грумберг. Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Катрин Денёв, Жерар Депардье, Андреа Ферреоль, Полетт Дюбо, Жан-Луи Ришар, Морис Риш, Сабин Одепен, Хайнц Беннент, Ришар Боринже и др. Премьера 17 сентября 1980. Премии "Сезар" (1980): Лучший фильм, Лучшая режиссура и сценарий, Лучшие актеры (Жерар Депардье, Катрин Денев), Лучший оператор (Нестор Альмендрос), Лучший художник (Жан-Пьер Когут-Свелко), Лучший композитор (Жорж Делерю), Лучший звукооператор (Мишель Лоран), Лучший монтаж (Мартен Баррак-Кюррис). 3,4 млн. зрителей (Франция).

Несколько особняком в творчестве Франсуа Трюффо (1932-1984) стоит его «Последнее метро», признанное лучшим французским фильмом 1980 года.

«Последнее метро» – психологическая драма о времени немецкой оккупации Парижа, о неизбежности выбора, который должен сделать художник в творчестве и судьбе, о сильной и страстной любви...

Героиня Катрин Денев – отважная женщина, скрывающая своего мужа-еврея от нацистов. Эта роль отмечена мастерским психологизмом и подлинно французским шармом.

Жерар Депардье также исполнил здесь одну из лучших своих ролей. Его герой, театральный актер, связанный с движением Сопротивления, сыгран с проникновенной искренностью.

Дуэт Депардье и Денев в "Последнем метро", на моей взгляд, просто великолепен...

Вечная тема любви... Ей посвящены такие известные фильмы Трюффо, как «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Две англичанки и Континент», «Соседка». Интонация иных из его картин иронична и насмешлива. И в то же время эти изысканные по форме и музыкально-пластическому решению работы наполнены грустью, философской печалью, ощущением невозвратимости прошлого и горечи потерь. В этом и состоит, наверное, притягательная магия Трюффо.

Киновед Александр Федоров

Последнее метро / Le Dernier métro. Франция, 1980. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан-Клод Грумберг. Оператор Нестор Альмендрос.-2

Соседка / La Femme d'à côté. Франция, 1981. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан Орэль. Оператор Вильям Любчански. Актеры: Фанни Ардан, Жерар Депардье, Анри Гарсен, Роже Ван Хол, Вероника Сильвер, Филипп Морье-Жено, Мишель Баумгартнер и др. Премьера 30 сентября 1981. 1,1 млн. зрителей (Франция). Кинопрокат в СССР – с 1986: 13,1 млн. зрителей.

«Соседка», одна из последних картин Франсуа Трюффо (1932-1984), отмечена тонким психологическим рисунком изысканной камерной мелодрамы.

История любви инженера Бернара (Жерар Депардье) и начинающей писательницы и художницы Матильды (Фанни Ардан) выходит далеко за рамки тех банальных ситуаций супружеской измены, над которыми не раз подшучивал в своих прежних фильмах сам Франсуа Трюффо. Здесь любовь – наваждение, всепоглощающая страсть, исступление. Полутона и затейливые узоры намеков, ассоциаций сменяются ближе к финалу сверхэмоциональной экспрессией, фатальностью трагической развязки.

Последнее метро / Le Dernier métro. Франция, 1980. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан-Клод Грумберг. Оператор Нестор Альмендрос.-3

Весёленькое воскресенье / Vivement dimanche! Франция, 1983. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан Орэль. Оператор Нестор Альмендрос. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Фанни Ардан, Жан-Пьер Кальфон, Филипп Лауденбах и др. Премьера 10 августа 1983. 1,2 млн. зрителей (Франция).

Фанни Ардан стала подлинным открытием французского экрана. После сложной роли психически неуравновешенной, остро чувствующей призрачность короткого счастья Матильды в «Соседке» (1981), актриса сыграла в роскошной стилизации под «убийственные страсти» американских детективов и триллеров 1940-х «Веселенькое воскресенье» неунывающую, отважную и деятельную секретаршу агентства по продаже недвижимости Барбару. В опасной борьбе с преступниками Барбара спасает своего меланхоличного шефа (Жан-Луи Трентиньян), несправедливо обвиненного в нескольких убийствах.

В этой изящной пародии, наполненной аллюзиями известных фильмов Хичкока, все время чувствуется ирония авторов по отношению к своим персонажам, да и к замысловатой фабуле, насквозь условной и намеренно «хрестоматийной».

Только в своеобразном эпилоге фильма Франсуа Трюффо (1932-1984) позволяет себе выйти за рамки пародии, и в сцене, когда дети увлеченно играют в футбол упавшей деталью от фотоаппарата во время... бракосочетания в церкви, звучит лирическая тема.

Этот фильм, к несчастью, стал последним в жизни выдающегося мастера. 28 октября 1984 года Франсуа Трюффо скончался от неизлечимой болезни. Ему шел всего лишь 53-й год.

Киновед Александр Федоров