Президент России утвердил указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», который формализует подход страны к историческому образованию граждан. Что означает этот документ? Доктор исторических наук и профессор Государственного университета просвещения Вардан Эрнестович Багдасарян дал ответ на этот вопрос.
Указ представляет собой значительный шаг в укреплении национального ценностного суверенитета. Это третье важное достижение после аналогичных инициатив в 2014 и 2022 годах.
История служит не только для изучения прошлого, но и для связи его с настоящим, способствуя формированию общественного самосознания и ценностной системы. В этом уверен Вардан Эрнестович:
Гибель СССР, следует напомнить, началась с дискредитации советского прошлого, явившегося началом демонтажа всей государственности. Недавно принятый Указ большое значение уделяет именно противодействию дискредитации российской истории, попыткам отрицания и умаления роли России в мировом историческом процессе.
Указ поддерживает использование научного подхода в историческом просвещении и борьбу с историческими фальсификациями, которые осуществляются противниками России. Профессор выразил мнение о необходимости обновления школьного исторического образования для создания общей методологической основы, что позволит уйти от разнообразных и часто противоречивых интерпретаций истории.
Теперь российская история, согласно Указу, рассматривается через призму цивилизационного подхода: Россия как уникальная цивилизация с отличительными ценностями и уникальным путем развития. Это требует введения новых историко-культурных стандартов и разработки новых учебных программ.
В документе также подчеркивается непрерывность российской истории, объединяющей различные эпохи – от Древней Руси до современности. Указ предлагает отказаться от принятия идеологии западничества и стимулирует международное сотрудничество для пересмотра западноцентричной версии истории, противодействия неоколониализму и неоимпериализму.
Наконец, указ призван повысить престиж профессий, связанных с историческим просвещением:
Это должно означать поддержку в подготовке кадров – историков и учителей истории. Так было всегда – в периоды тяжелых испытаний для любой страны учителя истории оказывались фигурами принципиальной общественной значимости.