Содержание статьи:
- Что такое ЭЦП и где она используется?
- Виды Электронной Цифровой Подписи
- Срок действия ЭЦП и пароль на хранилище сертификатов
- 2 сертификата ЭЦП - как их использовать?
- Что нужно, чтобы получить ЭЦП онлайн?
- Как получить ЭЦП онлайн? Пошаговая инструкция.
Большинство сервисов оказания услуг по Казахстану уже полностью перешло в цифровой формат. Мы заказываем еду в приложениях, проводим деловые встречи по видеосвязи и обмениваемся документами в электронном виде. Правительство тоже не обошло этот вопрос стороной - сейчас можно получить множество государственных услуг, не выходя из дома. И практически все они подразумевают и даже требуют наличие ЭЦП.
Что такое ЭЦП и где она используется?
Что такое ЭЦП?
ЭЦП (электронная цифровая подпись) - это реквизит электронного документа, защищающий его от подделок и фальсификаций. Электронная подпись формируется в результате преобразования информации с использованием средств криптографической защиты. Храниться она может как на вашем ПК, так и на других цифровых носителях, таких как: KAZTOKEN, E-Token, ее можно загрузить даже на Ваше удостоверение личности.
Согласно Закону РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, ЭЦП равнозначна живой печати и подписи и влечет за собой такие же юридические последствия.
Где она используется?
ЭЦП необходима при получении электронных государственных услуг. Например, с ее помощью можно оформлять различные справки, отслеживать очередь в детский сад, обращаться в онлайн-приемные государственных органов, работать с любыми финансовыми документами, участвовать в государственных тендерах и заключать сделки с партнерами. Таким образом, наличие и применение цифровой подписи значительно ускоряет процесс обмена документами.
Виды электронной цифровой подписи
Электронная подпись бывает двух видов: для физических и для юридических лиц. ЭЦП юр.лица имеет несколько разновидностей, таких как: подпись Первого руководителя, сотрудника с правом подписи, сотрудника с правом подписи финансовых документов и т.д.
Также в онлайн-формате можно получить обычную ЭЦП или облачную. Разница между ними заключается лишь в том, что облачная ЭЦП хранится на внешнем сервисе- облаке. Соответственно, при ее использовании достаточно подтвердить свою личность биометрическими данными, т.е. пройти фото- или видео-проверку. Однако, облачная ЭЦП - это пилотный проект Национального удостоверяющего центра, поэтому она не так популярна в использовании, к тому же получить и использовать ее могут только физические лица.
Срок действия ЭЦП и пароль на хранилище сертификатов
Электронная цифровая подпись действительна в течение 1 года со дня ее получения (файловый сертификат). Ближе к окончанию данного срока вам придет уведомление о том, что подпись пора обновить. Если у вашей подписи еще не вышел срок действия, вы можете ее обновить на сайте НУЦ РК. Если же срок действия истек, вам придется получать ЭЦП заново. Остальные виды ЭЦП (KAZTOKEN, E-Token) могут действовать до 3 лет. Подробнее на сайте https://pki.gov.kz/ .
Пароль на хранилище ключей - это пароль от вашей электронной цифровой подписи. Вы устанавливаете его вручную при получении ЭЦП. Если вы его забыли или потеряли, сброс и восстановление, к сожалению, невозможно. НУЦ РК не хранит пароли в базе данных, соответственно, вам нужно будет получить новые ключи ЭЦП.
2 сертификата ЭЦП - как их использовать?
Вообще Электронная цифровая подпись состоит из двух сертификатов: первый называется “AUTH”, он предназначен для прохождения авторизации. Например, когда вы заходите в Личный кабинет egov, вам нужно выбрать ключ AUTH. Второй сертификат - это сама подпись. То есть при подписании документов вам нужно выбирать второй ключ. Подпись физического лица и ИП называется RSA, подпись юридического лица называется GOST.
Однако, с 28-го апреля 2024, как сообщает НУЦ РК, будет выпускаться только одно регистрационное свидетельство НУЦ РК, т.е. физическим и юридическим лицам будет выдаваться один ключ на алгоритме СТ РК ГОСТ Р 34.10-2015, который будет использоваться для подписи и аутентификации. См. подробнее на сайте https://pki.gov.kz/news#post-3282 .
Что нужно, чтобы получить ЭЦП онлайн?
- Удостоверение личности (оригинал)
- Мобильный телефон для получения SMS
- Персональный компьютер с веб-камерой
- Программа NCA Layer, проверяющая ключи ЭЦП на подлинность
Как получить ЭЦП онлайн? Пошаговая инструкция.
Для получения ЭЦП удаленно выполните следующие действия:
1. Зайдите на сайт https://egov.kz/cms/ru .
2. В списке сервисов выберите “Получение ЭЦП удаленно”.
3. Укажите вид ЭЦП и нажмите “Заказать услугу онлайн”.
4. Укажите, на кого вы получаете ЭЦП (физ.лицо/юр.лицо).
5. Введите необходимые данные и нажмите “Отправить запрос”.
6. Если вы зарегистрированы в Базе Мобильных Граждан, то следующим этапом будет подтверждение личности с помощью видео - проверки. Если же вы не зарегистрированы в БМГ, то портал предложит вам зарегистрироваться. В данном случае, вам необходимо нажать на кнопку “Виртуальный ассистент” и связаться с оператором, который зарегистрирует вас в БМГ.
7. Пройдите идентификацию личности (видео-проверку) через digital ID. После этого вы окажетесь на интернет-ресурсе Национального удостоверяющего центра РК;
8. Разрешите НУЦ проверку вашего номера телефона и удостоверения личности;
9. Подпишите соглашение на сбор и обработку персональных данных;
10. Введите вашу электронную почту, а также выберите хранилище для ключей ЭЦП и путь к нему;
11. Подайте заявку;
12. Подождите обновления статуса заявки (обычно это занимает не больше 5-10 минут);
13. Загрузите сертификаты.
Автор статьи:
Калауова Карина
контент-менеджер idocs
Хотите ускорить работу с электронными документами, внедрить 1С или обеспечить безопасность данных? Оставьте заявку, чтобы получить ЭЦП онлайн, и мы поможем вам в этом важном шаге в цифровое будущее. Доверьтесь профессионалам для эффективного и безопасного документооборота. Свяжитесь с нами сейчас!
Первоисточник статьи читайте на сайте idocs.kz