Из толкования святого Кирилла Александрийского, епископа, на Евангелие от святого Иоанна (книга 11, 11)
Христос - узы единства
Святой Павел свидетельствует, что мы составляем одно Тело со Христом всякий раз, когда вкушаем Его святое Тело. Он говорит о сей тайне благочестия: "которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе".
Итак, если же мы вместе составляем одно Тело во Христе не только между собой, но наипаче с Ним, Который обитает посреди нас в Теле Своём, отчего все мы не составляем единого промеж собой и во Христе? Ибо Христос - узы единения, будучи одновременно Богом и человеком.
И когда речь идёт о единстве духовном, то, следуя тем же путём, надлежало бы утверждать, что мы, обретя одного Духа Святого, определённым образом соединяемся и между собой, и с Богом. Хотя нас и множество, и каждому по отдельности послан Дух Святой, Дух Христов и Отчий, - тот же Дух един и неделим, и оттого Он собирает воедино духи, каждый из которых остается собою, творит то, что мы делаемся едино. Сила Святого Тела Христова делает сопричастниками всех, в ком Оно пребывает. Я полагаю, что таким образом единый и нераздельный Дух Божий, обитающий во всех, всех же собирает во единство духовное.
Потому-то святой Павел и пишет: "снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех". Один Дух обитает в каждом из нас, и тем один Бог и Отец всех пребудет в нас через Сына, творя единство меж теми, кто соделался причастником Духа Святого, и устрояя их единство промеж собою. Но очевидно и то, что в сем причастии мы единимся со Святым Духом. Мы отвергли жизнь плоти и сделались послушны велениям Духа. Не ясно ли всем, что мы, оставив некоторым образом прежнюю жизнь нашу, и единясь в себе с Духом Святым, претворились небесным образом и природа наша некоторым образом изменилась.
Итак, мы уже не люди лишь, но чада Божии и люди небесные, ибо соделались причастниками природы Божией.
Посему мы - одно во Отце и Сыне, и Духе Святом. Мы одно, повторю, когда причаствуем природе Божией, уподобляясь Христу в любви и общении Его святого Тела и обретая одного Святого Духа.