Найти тему

Из толкования святого Кирилла Александрийского, епископа, на Евангелие от святого Иоанна (книга 11, 11)

 Из толкования святого Кирилла Александрийского, епископа, на Евангелие от святого Иоанна (книга 11, 11)

Христос - узы единства

Святой Павел свидетельствует, что мы составляем одно Тело со Христом всякий раз, когда вкушаем Его святое Тело. Он говорит о сей тайне благочестия: "которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе".

Итак, если же мы вместе составляем одно Тело во Христе не только между собой, но наипаче с Ним, Который обитает посреди нас в Теле Своём, отчего все мы не составляем единого промеж собой и во Христе? Ибо Христос - узы единения, будучи одновременно Богом и человеком.

И когда речь идёт о единстве духовном, то, следуя тем же путём, надлежало бы утверждать, что мы, обретя одного Духа Святого, определённым образом соединяемся и между собой, и с Богом. Хотя нас и множество, и каждому по отдельности послан Дух Святой, Дух Христов и Отчий, - тот же Дух един и неделим, и оттого Он собирает воедино духи, каждый из которых остается собою, творит то, что мы делаемся едино. Сила Святого Тела Христова делает сопричастниками всех, в ком Оно пребывает. Я полагаю, что таким образом единый и нераздельный Дух Божий, обитающий во всех, всех же собирает во единство духовное.

Потому-то святой Павел и пишет: "снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех". Один Дух обитает в каждом из нас, и тем один Бог и Отец всех пребудет в нас через Сына, творя единство меж теми, кто соделался причастником Духа Святого, и устрояя их единство промеж собою. Но очевидно и то, что в сем причастии мы единимся со Святым Духом. Мы отвергли жизнь плоти и сделались послушны велениям Духа. Не ясно ли всем, что мы, оставив некоторым образом прежнюю жизнь нашу, и единясь в себе с Духом Святым, претворились небесным образом и природа наша некоторым образом изменилась.

Итак, мы уже не люди лишь, но чада Божии и люди небесные, ибо соделались причастниками природы Божией.

Посему мы - одно во Отце и Сыне, и Духе Святом. Мы одно, повторю, когда причаствуем природе Божией, уподобляясь Христу в любви и общении Его святого Тела и обретая одного Святого Духа.