Найти тему

Слово святого Льва Великого, Папы (Слово 2 о Вознесении 1-4)

Слово святого Льва Великого, Папы (Слово 2 о Вознесении 1-4)

Вознесением Господним умножается вера наша

Подобно тому, как в пасхальные торжества воскресение Господне было нам поводом к радости, так и Его вознесение на небеса есть новая причина нам ликовать. Ибо мы почитаем память сего дня, в который Христос вознёс немощную природу нашу на престол Отчий, превыше всех воинств небесных, превыше хоров ангельских и всех сил небесных. Таковой порядок деяний Божиих созидает и утверждает нас, дабы ещё более дивною явилась благодать Божия, благодаря коей не оскудела вера наша, не поколебалась надежда и любовь не остыла, тогда, когда от очей наших отнято было то, что справедливо рождало поклонение наше.

Ибо воистину, велика сия сила духа и доказательство великого света в душах верных, когда верят неколебимо в то, чего не видят очи плотские, и устремляют желания к тому, что узреть невозможно. Могли ли подобные чувства родиться в сердцах наших, и могла бы вера принести нам оправдание, если бы спасение наше созидалось лишь на видении того, что может быть объято зрением нашим?

Итак, зримое во Спасителе нашем заключено ныне в таинствах. Вера наша должна быть совершенною и сильнейшею, потому наставление и заняло место видения, и веления его следует принимать оттоле сердцам верных, освещённым светом с небес.

Сию веру, утверждённую вознесением Господа и укрепленную даром Духа Святого, не в силах были превозмочь ковы, узилища, изгнания, глад, огонь, предание диким зверям, и никакие иные казни, измышляемые преступными гонителями. Её защищали по всему миру, даже до излития крови, не мужчины лишь, но и женщины, отроки и хрупкие девы. Вера сия изгоняла злых духов, исцеляла от болезней, воскрешала умерших.

Святые апостолы, хоть и были наставляемы столькими чудесами и научаемы столькими речами, всё же убоялись вида ужасных Страстей Господних и лишь после долгих колебаний приняли истину о воскресении. Но помогло им вознесение Господне, ибо они, прежде сего столь боязливые, исполнились великой радости, ибо очами души созерцали Божество Христа, восседающего одесную Отца. Более не удерживали взгляда своего на человеческом теле Иисуса, но духом уразумели, что Сей, сошедший к ним, не оставил Отца Своего, и восходя к Нему, не оставил учеников Своих. Потому ныне, возлюбленные, Сын Человеческий даровал познавать Себя совершеннее и более святым образом как Сын Божий, когда Он возвратился во славу величия Отчего. Равно и тогда, когда неизреченным образом соделался близок нам как Бог, отдалившись от нас как человек.

Оттоле вера, совершеннее просветившись, совершеннее же познает равенство природы Отца и Сына, и более не нуждается в прикосновении во Христе к плотскому, к тому, в чём Он был ниже Отца. Сие тело, ныне прославленное, и впредь сохраняет природу свою, но ныне к Единородному Сыну Божию, равному Отцу, прикасается не плотская рука, но духовное разумение веры.