Как обычные советские люди показывали свой достаток? Конечно, при помощи стенки, на полках которой гордо стояли всевозможные хрустальные вазочки, салатники, рюмочки и пузатые графины. Ну и люстры еще - каскады и невесты всякие, помните?
Одним словом - хрусталь был одним из символов зажиточности или хотя бы стремления демонстрации хорошей жизни!
Однако, время идёт. И сегодня хрусталь из бабушкиных шкафов беспощадно распродается потомками. Всё, "что было нажито непосильным трудом" часто выставляется на Авито одним общим объявлением за символические деньги - лишь бы забрали с глаз долой.
Не хотят потомки вникать в истинную ценность и стоимость таких вещей. Проще избавиться от него совсем. Примечательно, что первым аргументом, который они приводят в качестве доказательства правильности своих действий, звучит - он же вредный!
Пф ... дорогие мои, что вы знаете о вредности! Да, в состав хрусталя входят окиси свинца, с этим спорить трудно. И это только на первый взгляд звучит страшно. Ведь добавлено его ровно столько, чтобы соблюсти безопасные границы.
Добавлять свинец в стекло, которое в свою очередь состоит из кварцевого песка, известняков и кальцинированной соды, придумал англичанин Джордж Равенскрофт в далеком 1676 году.
В итоге мы с вами имеет состав классического (свинцового или еще его называют искусственного) хрусталя, который использовался для изготовления всех тех "вредных" хрустальных изделий из сервантов, которыми так гордились наши бабушки и мамы!
Зачем Джордж это сделал? Зачем добавил "вредности" в посуду? Ответ прост - добавление оксидов свинца в стекло утяжелило массу изделий, сделав их более массивными и устойчивыми. А еще свинец придал вазочкам, салатникам и иже с ними эффект радуги.
Оксиды свинца повысили показатель преломления света, тем самым дав нам возможность любоваться переливами и зайчиками света на гранях бокалов, конфетниц и других красивых хрустальных изделиях. И не забываем об умопомрачительном мелодичном звоне, которым поет хрусталь - это тоже работа свинца в его составе!
Что еще говорят про хрусталь те, кто так активно пытается от него избавиться? Что он немодный и дешевый!
С первым спорить даже не хочется - понятие моды у каждого из нас свое. Субъективная, неоспоримая, субстанция как бы. Правда, чаще всего мнение это появляется не в результате собственного опыта или мнения.
Это, как правило, результат маркетинга. Нынешним производителям проще и выгоднее делать простые и непритязательные изделия. Вот они в рекламах нас и убеждают, что минимализм и строгие грани - это вершина красоты. Так и формируется мода.
Правда, стоит все же отметить, что многие молодые и не очень люди всё же (вопреки моде) с удовольствием хранят и пользуются хрустальным наследием своей семьи. Да еще и покупают себе хрустальные красоты на барахолках или в антикварных лавках.
А по поводу дешевизны ... это прямое следствие модности/немодности. Сегодня, когда уходит то поколение, которое дорожило своим трудно добытым хрусталем, его в продаже очень много. Предложение значительно превосходит спрос. К тому же продают все практически однотипные изделия - у всех это уже было когда-то или есть до сих пор.
Но, пройдет не так много времени, когда за хрусталем начнется охота - вернется "мода", никуда не денется она! К тому же заводы, которые производили этот хрусталь уже давным давно канули в Лету - а значит, изделий со временем будет становиться всё меньше и меньше в обороте.
Так, что дешевизна хрусталя - явление временное. Впрочем, те изделия, которые и во времена СССР стоили дорого, и сегодня продаются за кругленькие суммы. Еще и поискать придется такие вещи - коллекционеры и знатоки растащили эту красоту по норкам давно и сидят, аки Кощеи, над своим богатством, радуются и расстаются с ними весьма неохотно.
И не забываем, что цена и ценность предметов это совершенно разные вещи. Для многих даже самая обычная хрустальная ладья из бабушкиных запасов - вещь бесценная, ведь это прямая ниточка между поколениями, это приятные воспоминания, это история семьи ...