Найти в Дзене

Огласительное поучение святого Кирилла Иерусалимского, епископа (Поучение 16, о Духе Святом, 11-12. 16)

Огласительное поучение святого Кирилла Иерусалимского, епископа (Поучение 16, о Духе Святом, 11-12. 16)

Живая вода Духа Святого

"Вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную". Новая вода, живая и текущая, текущая в жизнь вечную. И для чего духовную благодать наименовал Он водою? Поскольку через воду составляется всё. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. В финике оно таково, а в винограде - другое, и всему придает особенный вид, между тем, как оно единовидно, и не одинаково само в себе. Ибо неизменный в себе дождь не сходит то в том, то в другом виде; но входя в состав тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит своё действие.

Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напояемо будучи водою, пускает отрасли, равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, - Христовым именем различные производит действия.

У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному даёт силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела; иного уготовляет к мученичеству; в другом - другое производит; но Сам в Себе неразличен, как написано: "Каждому дается проявление Духа на пользу". Явление Его кроткое, при Его принятии бывает благовоние, бремя Его самое легкое. Лучи света и ведения блистают пред Его явлением. Приходит Он с любовью истинного Попечителя, ибо приходит спасти и излечить, научить, вразумить, утвердить, утешить, просветить сперва ум того, кто приемлет, а чрез него умы и других.

И как бывший прежде во мраке, потом внезапно узревший солнце, приемлет свет телесными очами, и видит то, чего ясно не видел, так и удостоившийся Духа Святого просвещается душою и, став выше человеческого, созерцает то, чего не видел