51,4K подписчиков

"400 ударов" (Франция), "Стреляйте в пианиста" (Франция) и "Жюль и Джим" (Франция)

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984 Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино.

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984

Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино. Таким, по его мнению, был весь кинематограф, за исключением фильмов Альфреда Хичкока и некоторых других режиссеров, любящих эксперименты.

Желая на практике показать, как же надо ставить настоящие фильмы, ведущий критик журнала «Кайе дю синема» Франсуа Трюффо вместе с Жаном-Люком Годаром и Клодом Шабролем (1930-2010) возглавил яркое течение в мировом искусстве, названное «новой волной». Его основным творческим принципом стало обращение к жизни средних слоев общества, люмпенов, изгоев, эксперименты с формой и монтажом, съемки скрытой и ручной камерой.

В творчестве Франсуа Трюффо отчетливо можно различить три главных направления.

Первое и, думается, самое важное из них – полуавтобиографический рассказ о своем поколении, стремление (по-своему уникальное в мировой практике) проследить в фильмах разных лет жизнь одного и того же героя – Антуана Дуанеля – от детства («400 ударов») и юности («Любовь в 20 лет») до службы в армии и первых самостоятельных взрослых шагов («Украденные поцелуи»). От первых лет супружества («Семейный очаг») до зрелости и этапа подведения итогов («Ускользающая любовь»).

Во всех пяти фильмах сыграл один и тот же актер Жан-Пьер Лео, для которого Трюффо стал поистине крестным отцом в искусстве.

И я с удовольствием вспоминаю, как во время одного из кинофестивалей мне довелось встретиться и поговорить с Жаном-Пьером Лео о его работе с Франсуа Трюффо.

Второе направление в творчестве Франсуа Трюффо – тема детства. Сюда, кроме «400 ударов», входят драматическая история европейского Маугли «Дикий ребенок» и наполненная блистательными импровизациями картина о школьниках 1970-х «Карманные деньги».

Любовь к пародии, стилизации отразилась на режиссерском пути Трюффо, автора монографий о творчестве мастеров западного детектива и триллера: в лихо закрученных фильмах «Стреляйте в пианиста», «Новобрачная была в черном» и «Веселенькое воскресенье».

И, наконец, вечная тема любви. Ей посвящены такие известные работы режиссера, как «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Сирена Миссисипи», «Зеленая комната», «Мужчина, который любил женщин», «Соседка».

Интонация многих из этих фильмов иронична и насмешлива. И в то же время эти изысканные по форме и музыкально-пластическому решению картины наполнены грустью, философской печалью, ощущением невозвратимости прошлого и горечи потерь. В этом и состоит, на мой взгляд, притягательная магия Франсуа Трюффо – сценариста и режиссера.

Итак, на своем канале «История кино» я начинаю серию коротких заметок о самых важных фильмах Франсуа Трюффо…

Киновед Александр Федоров

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984 Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино.-2

Четыреста ударов / Quatre cents coups / Les 400 coups. Франция, 1959. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Марсель Мусси. Оператор Анри Декэ. Актеры: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль, Жорж Фламан, Жан-Клод Бриали, Жанна Моро и др. Премьера: 4 мая 1959. Приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. 4,2 млн. зрителей (Франция).

Подросток Антуан Дуанель, видя постоянные ссоры родителей, чувствует себя одиноким и отдается стихии «свободы»: прогуливает уроки, подворовывает, попадает в полицию и в итоге (с согласия родителей) оказывается в колонии…

Пожалуй, «Четыреста ударов» – один из самых личных и трогательных фильмов Франсуа Трюффо (1932-1984), где он рассказал, по сути, историю своего детства.

При этом в Жане-Пьере Лео ему удалось найти настолько идеального исполнителя роли подростка, что история Антуана Дуанеля затем получила продолжение в серии фильмов 1960-х – 1970-х годов («Любовь в двадцать лет», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Ускользающая любовь»), где последовательно показывался путь взросления этого персонажа.

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984 Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино.-3

Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste. Франция, 1959. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Марсель Мусси (по роману Дэвида Гудиса «Там внизу»). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Шарль Азнавур, Мари Дюбуа, Николь Берже, Мишель Мерсье, Клод Мансар и др. Премьера: 21 октября 1960. 1,0 млн. зрителей (Франция).

Это полупародийная криминальная история, в которой персонаж Шарля Азнавура (1924-2018) – пианист в парижском кафе, куда часто приходят разного рода криминальные личности…

Как известно, до того, как стать режиссером, Франсуа Трюффо (1932-1984) был кинокритиком, обожавшим детективы и триллеры Хичкока. Эта любовь своеобразно проявилась в его (полу)пародийных стилизациях на криминальную тему («Стреляйте в пианиста», «Новобрачная была в черном», «Веселенькое воскресенье»).

Но все началось с фильма «Стреляйте в пианиста», где Трюффо умело обыграл сюжетные ходы многих знаменитых американских картин из «черной» гангстерской серии 1940-х годов. Но, как верно говорил сам Трюффо, в этом фильме «в самых яростных драках, во время похищений, погонь, все разговоры ведутся только о любви»...

Этот ироничный черно-белый фильм, снятый в стилистике «новой волны», быть может, больше рассказывает не о гангстерах, а о женщинах. Мари Дюбуа (1937-2014) ведет в этом фильме романтичную линию, а Мишель Мерсье – воплощает любовь земную.

Одну из ролей в этом фильме должна была сыграть Бернадетт Лафон (1938-2013), однако ее «увел» в свой фильм «Милашки» Клод Шаброль (1930-2010).

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984 Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино.-4

Лодырь / Перестрелка-62 / Tire-au-flanc 62. Франция, 1961. Режиссеры: Франсуа Трюффо и Клод де Живре. Сценаристы: Франсуа Трюффо и Клод де Живре (по одноименной пьесе Андре Муэзи-Эона и Андре Сильвана). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Кристиан де Тильер, Рисе Барьер, Жак Балютен, Пьер Магелон, Серж Корбер, Пьер Фабр, Бернадетт Лафон, Жан-Клод Бриали, Пьер Этекс, Анри Серр, Франсуа Трюффо и др. Премьера: 20 декабря 1961. 1,3 млн. зрителей (Франция).

...Молодой аристократ Жан Эмильен призван в армию, где ведет себя высокомерно, что, разумеется, не нравится, начальству…

В этой комедии Франсуа Трюффо (1932-1984) и Клода де Живре едко высмеивается армейская муштра, хотя в ней есть и лирическая тема…

Разумеется, эта работа не относится к числу лучших фильмов Трюффо, но с точки зрения истории французского кино 1960-х она, на мой взгляд, любопытна…

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984 Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино.-5

Жюль и Джим / Jules et Jim. Франция, 1961. Режиссер Франсуа Трюффо. Сценаристы: Франсуа Трюффо, Жан Грюо (по роману Анри-Пьера Роше). Оператор Рауль Кутар. Актеры: Оскар Вернер, Анри Серр, Жанна Моро, Сабин Одепен, Мари Дюбуа и др. Премьера 23 января 1962. Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1962). Гран-при Французской киноакадемии (1962). 1,6 млн. зрителей (Франция).

Два друга – австриец Жюль (Оскар Вернер) и француз Джим (Анри Серр) – накануне первой мировой войны влюбляются в остроумную и обворожительную француженку Катрин (Жанна Моро), которая так и не может решить, кто из молодых людей ей больше нравится…

«Жюль и Джим» – один из самых знаменитых фильмов Франсуа Трюффо (1932-1984), где (практически в нарушении принципов «новой волны») очень много закадрового текста, придающего открытый литературный шарм этой экранизации одноименного романа Анри-Пьера Роше (1979-1959). Роман «Жюли и Джим» был опубликован в 1953 году, а незадолго до смерти вышел еще один роман Анри-Пьера Роше – «Две англичанки и Континент» (1956), который был экранизирован Франсуа Трюффо в 1971 году.

Интересно, что Франсуа Трюффо показал в фильме тринадцать репродукций картин Пабло Пикассо. По мнению М. Лефевра, эти картины – «временные маркеры в фильме, действие которого происходит на протяжении более двадцати лет без признаков старения персонажей, и подсказки, отражающие душевное состояние или трансформации героев».

Французские кинокритики также обращали внимание на сюжетное сходство «Жюля и Джима» с комедией Эрнста Любича «Дизайн для жизни» / «Серенада трех сердец» (Design for Living. США, 1933). Но там, где Э. Любич (1892-1947) вел свою легкомысленную историю к счастливому финалу, Франсуа Трюффо выстраивал тонкую вязь психологической драмы.

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984 Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино.-6

Влияние изысканной стилистики «Жюля и Джима» на мировое кино было довольно значительным, и многие мэтры экрана с удовольствием цитировали эпизоды и реплики этой картины в своих фильмах XX и даже XXI века.

Франсуа Трюффо (François Truffaut) 6.02.1932 – 21.10.1984 Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо (1932-1984) начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино.-7

Тонкое обаяние изображения в «Жюле и Джиме» во многом обеспечила чуткая к малейшим оттенкам света и тени и очень подвижная камера выдающегося оператора «новой волны» (и не только) Рауля Кутара (1924-2016), киноживописи которого принадлежат такие знаменитые фильмы, как «На последнем дыхании» (1959), «Женщина есть женщина» (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Альфавиль», «Безумный Пьеро» (1965), «Китаянка» (1967), «Страсть» (1982), «Имя Кармен» (1983) Жан-Люка Годара, «Нежная кожа» (1964) Франсуа Трюффо, «Дзета» (1969) и «Признание» (1970) Коста-Гавраса и др.

И, разумеется, нельзя не сказать о потрясающем актерском ансамбле, сыгравшем в «Жюле и Джиме» любовный треугольник: Оскар Вернер (1922-1984), Анри Серр и Жанна Моро (1928-2017).

В заключение отмечу, что судьба распорядилась так, что 21 октября 1984 года Оскар Вернер узнал о смерти Франсуа Трюффо (у которого он снимался не только в «Жюле и Джиме», но и в экранизации фантастического романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»), а через два дня – 23 октября того же года ушел из жизни сам – скончался от сердечного приступа…

Киновед Александр Федоров