Приветствую Вас, Уважаемые подписчики и гости канала!
Сегодня российский подводный флот продолжает развиваться и совершенствоваться. Все вы знаете, современные подводные лодки -это составная часть ВМФ, выполняющая ряд важных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.
Вместе со стратегическими подводными лодками с баллистическими ракетами проекта "Борей" центральную роль в обороне нашей страны занимают многоцелевые "Ясени".
Историческая справка
Более 180 лет назад, в 1834 году, российский военный инженер Карл Шильдер создал первую подводную лодку - началась история подводного флота России.
В 1903 году была спущена на воду первая русская боевая подлодка «Дельфин». В 1906 году в нашей стране был официально образован подводный флот России.
С тех пор Российские подводные силы прошли долгий и нелегкий путь своего развития.
Советские подводники продемонстрировали свою высокую боевую подготовку и отвагу во время Великой Отечественной войны.
Привожу пример из истории капитана 2-го ранга Котельникова Виктора Николаевича.
Примечание
Автор статьи не имел цели изложения всей биографии капитана, отмечу лишь некоторое важное.
Начало ВОв застало лодку в Кронштадте.В мае 1941 года В.Н. Котельникова назначили на только что построенный подводный крейсер «К-22» как одного из самых подготовленных командиров. В августе последовал приказ «К-22» перейти в состав Северного флота, а в октябре лодка пришвартовалась в Полярном, вступив в состав 1 дивизиона подводных лодок.
Январь 1942 года. Подводная лодка «К-22» уже несколько дней находилась на боевом задании.
Командир лодки капитан 2-го ранга Виктор Николаевич Котельников и военком старший политрук Герасимов, меняя друг друга, попеременно держали вахту у перископа.
Пронзительным взглядом они старались сквозь темень рассмотреть врага.
Ничего из-за сумеречного тумана не получалось.
19 января 1942 года, после нескольких суток бесполезных поисков, Котельников обнаружил в перископ силуэт транспорта водоизмещением пять тысяч тонн.
Фашистский корабль умело примостился в небольшой бухточке у самого берега. Причем весьма хитро: его силуэт удачно сливался с очертаниями темных скал. И бухточка с моря казалась совершенно безмятежной и пустынной.
Но от зоркого взора бывалого подводника Котельникова вражескому транспорту укрыться не удалось.
Не помогла фашисту его умелая маскировка.
Капитан Котельников рассмотрел транспорт и немедленно решил его атаковать.
Принятое решение было весьма авантюрное и дерзкое, так как
советская лодка находилась почти у самого берега,который на тот момент
был вражеским.
Это могло преподнести нашим подводникам неприятные сюрпризы.
Глубины стремительно уменьшались с каждым метром.Под килем лодки оставались почти считанные метры, маячила опасность в ходе атаки просто врезаться в грунт.
Несмотря на это, имея в характере общеизвестные черты " русские не сдаются!" подводники все же пошли на риск и выпустили по вражескому транспорту свои боевые торпеды.
Но не успел еще произойти долгожданный взрыв, как на горизонте появился фашистский сторожевик.
Советская лодка уже сделала свое дело — пустила торпеды по достойной цели и могла бы спокойно уйти, но Котельников твердо решил поступить иначе.
Он приказал всплыть на поверхность и яростно бить по сторожевику прямо из пушки.
Расчет капитана был сделан на неожиданность, вопреки всем имеющимся нормам и шаблонам.
На лодке прозвучала команда: Боцман, всплывай!
Командир и матросы стали наготове у люка, готовые к немедленному прыжку.
Едва лодка поднялась, отдраили люк, наверх первым выскочил командир Котельников,а с ним военком Герасимов. Далее последовал орудийный расчет.
Прошло всего несколько десятков секунд, как первый снаряд уже просвистел в направлении вражеского сторожевика.
К этому моменту фашисты очухались и на вражеском берегу. Тут же ожила и заговорила спрятанная в скалах артиллерийская батарея.
В темноте ярко засверкали вспышки. Море покрылось фонтанами вскипающей воды.
Несмотря на риск для жизни, артиллеристы подлодки К -22 ,не замечая этого, стойко продолжали стрелять.
Уже после второго залпа на корме немецкого сторожевика появился огненный шар.
При таком освещении с лодки хорошо было видно, как в панике забегали их матросы на сторожевике .
Растерянные, захваченные врасплох надводной атакой, они толком ответить не успели.
Сначала они сделали попытку спрятаться за ближайшим мысом.
Занялись тушением вспыхнувшего на судне пожара.
Тем временем, ранее выпущенная подводниками торпеда уже угодила во вражеский корабль и атакованный транспорт накренился на правый борт и стал погружаться кормой в воду.
Только вот шел он на дно уж очень медленно, с явной неохотой.
Было решено добавить ему "скорости" одной из пушек.
После шести-семи залпов транспорт окутался черным, едким дымом и быстро, без лишней волокиты, успешно пошел ко дну.
Тем временем, получив передышку, на немецком сторожевике сумели потушить огонь и стали готовиться к бою.
Но на К-22 не дремали.
Совершив небольшой разворот они снова открыли артиллерийский огонь по противнику и вскоре корма сторожевика опять запылала.
Сторожевик противника с большим деферентом стал тотчас же погружаться в воду.
Подводники было облегченно вздохнули. Казалось бой уже выигран, закончен,
но тут неожиданно прозвучал голос наводчика-краснофлотца Позднякова:
- А сейчас по какому наводить?
- То-есть как по какому?
С мостика с недоумением оглянулись и увидели, что от вражеского сторожевика уже и пузырей нет, а вместо транспорта над водой торчит лишь кусок носа.
Но что это?!
За носом опять стоит транспорт, правда поменьше, примерно на три тысячи тонн.
Как оказалось, один вражеский транспорт стоял в бухте параллельно с другим.
Котельников моментально среагировал и скомандовал экипажу:
Цель — транспорт! Прицел... дистанция... Огонь!
После первых же залпов на втором транспорте была разворочена корма, слетела грот-мачта. Вскоре и он наклонился на правый борт и так же пошел ко дну.
И снова сюрприз!
Из-за скал вынырнул еще один немецкий сторожевик.
Он подошел, увидел происходящее и не вступая в бой поторопился уйти назад.
При этом осторожный сторожевик о чем-то торопливо сигналил, судорожно "морзил", посылая тревожные донесения на свою базу.
Вражеская батарея на берегу тем временем уже начала нащупывать местоположение советских подводников. Снаряды стали ложилиться все ближе и ближе. Оставаться здесь становилось критически опасно.
Командир Котельников решил не испытывать судьбу и прямо в надводном положении лодка спешно двинулась полным ходом в море.
Но уже черев 5—6 минут сигнальщик прокричал:
— По правому борту, курсовой 45°, след торпеды!
Потеряв два транспорта и сторожевик, фашисты решили противопоставить К-22 свою подводную лодку.
В.Н. Котельников отдал приказ и советская лодка резко удачно отвернула в сторону. Вражеская торпеда прошла всего в нескольких метрах от кормы.
Тотчас же была замечена еще вторая торпеда.
Маневр и " Слава Богу!" — торпеда противника прошла мимо.
Представляю, какое психо-физическое напряжение испытала вся команда,
и тем не менее ,они действовали слаженно,хладнокровно и оперативно.
Четыре торпеды пустила по ним вражеская лодка.
От всех четырех подводникам удалось удачно увернуться.
Согласно источнику вскоре на поверхности воды показался едва заметный кусочек рубки вражеской лодки.
К-22, находясь в надводном положении, не мешкая, тут же открыла по ней артиллерийский огонь.
Вражеская подлодка моментально ушла под воду и больше в бой не вступала.
Тем временем, закончился короткий, зимний, сумеречный день.
Субмарина К-22 успешно приняв бой вернулась на базу.
Здесь вспоминаются символические слова из песни ..."Когда усталая подлодка из глубины идет домой."
За проявленные мужество и героизм 3 апреля 1942 года экипаж лодки К-22 был удостоен звания гвардейского.
Информация:
Советская крейсерско-эскадренная дизель-электрическая торпедная подводная лодка К-22 (серии XIV, К — "Крейсерская") была заложена на заводе №196 в Ленинграде в январе 1938 года.
Спущена на воду в 1939.
15 июля 1940 года вошла в состав Балтийского флота.
В сентябре 1941 года зачислена в Северный флот.
26 октября 1941 года перешла в город Полярный и включена в состав 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
В годы Великой Отечественной войны лодка К-22 сумела совершить восемь боевых выходов и потопить семь вражеских транспортов.
3 февраля 1943 года, совместно с подводной лодкой К-3 вышла на боевое задание.
В этом походе субмариной командовал уже капитан 3 ранга В.Ф. Кульбакин.
Но на борту вместе с ним находился и ее прежний командир, теперь - командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга В.Н. Котельников.
К вечеру 7 февраля 1943 К-22 перестала выходить на связь.
В 19:00 «К-22» ещё вела радиопереговоры с «К-3», затем акустик на «К-3» зафиксировал четыре громких щелчка.
На базу лодка так и не вернулась.
Считается, что лодка наскочила на вражескую мину и затонула.
Но достоверно это не известно.
В последнем походе на борту было 77 членов экипажа.
Справка
Описанные выше события происходили в бухте Стурстенбукт.
В этом бою подводники потопили вражеские транспорты "Мимона" (1.147 брт) и траулер "Вааланд" (106 брт). Своей дерзкой атакой советские подводники значительно помогли нашим войскам в Заполярье.
Как оказалось в дальнейшем транспорт "Мимона" перевозил 30000 полушубков для германского горно-стрелкового корпуса "Норвегия", который действовал на Мурманском направлении, что сорвало вражеское наступление в установленные сроки.
За бухту Стурстенбукт командир лодки капитан 2-го ранга Виктор Николаевич Котельников был награжден орденом Ленина.
Ниже помещаю выдержку описания Подвига из наградного документа.
И еще, лодка К-22 перестала выходить на связь 7 февраля 1943 года. А в документах о потерях значится другая дата - 20 февраля 1943 года.
Видимо, в связи с невыясненными обстоятельствами, гибель подводной лодки перенесли на более поздний срок.
Примечание
В годы Великой Отечественной войны Советский Союз потерял более сотни подводных лодок, из которых, по официальным данным, 81 погибла во время боевых действий.
Победа в ВОв ковалась не только на сухопутных фронтах, но и на морях, в частности под водой.
А на сегодня все.
Благодарю всех, кто дочитал этот опус, кто прочел и другие ранние публикации канала, за ваши добрые адекватные отклики, за память о подвигах воинов ВОв.
Всего вам доброго.
Подписывайтесь на канал!
Ваш Алекс Путешественник!
# Великая Отечественная война
# Герои подводники
# Подводные лодки
# Память народа
# Подвиг народа