51,4K подписчиков

"Голубая вилла" (Франция) и "Градива" (Франция): фильмы сновидений и маний

221 прочитал

"Здесь действие представлено в театрально-иллюзорном, зыбком ключе сюрреалистических сновидений, где царствуют блуждания в лабиринте…"

"Здесь действие представлено в театрально-иллюзорном, зыбком ключе сюрреалистических сновидений, где царствуют блуждания в лабиринте…" Шум, сводящий с ума / Un bruit qui rend fou / Голубая вилла / The

Шум, сводящий с ума / Un bruit qui rend fou / Голубая вилла / The Blue Villa. Франция-Бельгия-Швейцария, 1995. Режиссеры и сценаристы: Дмитрий де Клерк, Ален Роб-Грийе. Актеры: Фред Уорд, Ариэль Домбаль, Шарль Торджман и др. Приз (главный) на кинофестивале в Сан-Диего, США (1995). Премьера: 17 февраля 1995.

В «Постепенном скольжении к наслаждению» (1974), «Игре с огнем» (1975), «Прекрасной пленнице» (1983) и «Градиве» (2006) и других фильмах знаменитого французского писателя и режиссера Алена Роб-Грийе (1922-2008) возникают таинственные виллы, спальни с садомазохистскими аксессуарами…

«Шум, сводящий с ума» («Голубая вилла») здесь не исключение.

Здесь снова действие представлено в театрально-иллюзорном, зыбком ключе сюрреалистических сновидений, где царствуют блуждания в лабиринте, топтания на месте, повторяющиеся сцены…, безвременье, многочисленные параллельные пространства со внезапными срывами в сторону, наконец, тема «двойника» — «является ли все это отличительными признаками и естественными законами вечных заколдованных мест?» [Роб-Грийе, 2005: 14].

Всё это своего рода знаки без означаемого, связанные с перманентным процессом уничтожения/воссоздания…

Киновед Александр Федоров

"Здесь действие представлено в театрально-иллюзорном, зыбком ключе сюрреалистических сновидений, где царствуют блуждания в лабиринте…" Шум, сводящий с ума / Un bruit qui rend fou / Голубая вилла / The-2

Градива / Вас зовет Градива / Gradiva / C'est Gradiva qui vous appelle. Франция-Бельгия, 2006. Режиссер и сценарист Ален Роб-Грийе (по роману Вильгельма Йенсена). Актеры: Джемс Уилби, Ариэль Домбаль, Дани Вериссимо и др. Премьера: 8 сентября 2006. Кинопрокат во Франции: 4,1 тыс. зрителей.

С одной стороны, знаменитый французский писатель и режиссер Ален Роб-Грийе (1922-2008) никогда не отрицал влияния, которое на него оказали такие классики мировой культуры, как Г. Флобер, Ф. Достоевский [Роб-Грийе, 2002].

С другой стороны, творчество А.Роб-Грийе изначально было направлено на разрушение основ традиционной реалистической прозы и игровой кинематографии, и здесь он, на мой взгляд, был гораздо ближе к Л. Кэрролу, Ф. Кафке и З. Фрейду, влияние которых на свои произведения он также не раз подчеркивал.

"Здесь действие представлено в театрально-иллюзорном, зыбком ключе сюрреалистических сновидений, где царствуют блуждания в лабиринте…" Шум, сводящий с ума / Un bruit qui rend fou / Голубая вилла / The-3

К примеру, в фильме «Вас зовет Градива» Ален Роб-Грийе использовал не только образы мистико-эро*ического романа немецкого писателя Вильгельма Йенсена (1837-1911) «Градива» (1903), произведений австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха (1836-1895) и графические этюды из марокканского альбома Эжена Делакруа (1798-1863), но и концепцию очерка Зигмунда Фрейда (1856-1939) «Бред и сны в «Градиве» Йенсена» [Фрейд, 1907], что в итоге позволило ему создать своего рода исследование природы творчества, замешенное на таких излюбленных фрейдистских мотивах, как сновидение, бессознательное, сек**альность, влечение, комплексы «палача и жертвы».

Впрочем, на мой взгляд, фрейдистские и мазохистские мотивы (пусть даже и в пародийно-иронической трактовке) легко обнаруживаются во всех творениях Алена Роб-Грийе, особенно это касается таких его фильмов, как «Постепенное скольжение к удовольствию» (1974), «Игра с огнем» (1975) и «Прекрасная пленница» (1983).

"Здесь действие представлено в театрально-иллюзорном, зыбком ключе сюрреалистических сновидений, где царствуют блуждания в лабиринте…" Шум, сводящий с ума / Un bruit qui rend fou / Голубая вилла / The-4

Изобразительный ряд ориентальных мотивов творчества Алена Роб-Грийе («Рай и далее», «Шум, сводящий с ума», «Градива») хорошо иллюстрирует следующее его высказывание: «Арабские и монгольские дворцы наполняют мой слух отзвуками стонов и вздохов. Симметричный рисунок на мраморных плитах византийских церквей отражается в моих глазах бёдрами женщин, широко раздвинутыми, распахнутыми. Достаточно увидеть в тёмном подземелье древней римской тюрьмы два вмурованных в стену железных кольца, чтобы перед моими глазами возникла прекрасная невольница, прикованная цепью, приговорённая к долгим медленным пыткам одиночества и пустоты» [Роб-Грийе, 1997, с.6].

"Здесь действие представлено в театрально-иллюзорном, зыбком ключе сюрреалистических сновидений, где царствуют блуждания в лабиринте…" Шум, сводящий с ума / Un bruit qui rend fou / Голубая вилла / The-5

При всем том, несмотря на ироничность и отчетливую пародийность многих садо-мазохистских мотивов в творчестве А. Роб-Грийе непременно подчеркивается, что исход игры во многом зависит от жертвы. И тут же аудитории предлагается версия, что садистические фантазии могут быть плодами воображения – как со стороны «жертвы», так и со стороны «палача».

«Градива» стала последней кинематографической работой Ален Роб-Грийе…

Киновед Александр Федоров