51,4K подписчиков

"Постепенное скольжение к наслаждению" (Франция), "Прекрасная пленница" (Франция) и "Игра с огнем" (Франция)

2,2K прочитали
"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной стеклянный сосуд (как правило, падающий и раскалывающийся на тысячи осколков), ключ, туфелька, фотография/картина…"

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-2

Постепенное скольжение к наслаждению / Glissements progressifs du plaisir. Франция, 1974. Режиссер и сценарист Ален Роб-Грийе. Актеры: Аньес Альвина, Ольга Жарж-Пико, Мишель Лонсдаль, Жан-Луи Трентиньян, Жан Мартен, Изабель Юппер, Ален Роб-Грийе, Катрин Роб-Грийе и др. Премьера: 8 марта 1974. Кинопрокат во Франции: 0,3 млн. зрителей.

Развитие действия произведений знаменитого французского писателя и режиссера Алена Роб-Грийе (1922-2008) можно сравнить не только с изощренной компьютерной игрой поиска и расследования (web-quest), но и с «водяной воронкой: чем ближе подходишь к разгадке, тем больше сужаются круги, тем быстрее несет водоворот, а в результате падаешь в пустоту. Ассоциативно это представляет собой еще и ловушку или лабиринт: чем дальше забираешься, тем труднее выбраться назад [Акимова, 2001: 7].

И всё это в лабиринте самоидентификации призрачных «персонажей», их пере/раздеванием, (не)узнаванием, встречей / разлукой, смертью / воскрешением, поиском / обретением, наслаждением / мучением, пленением / освобождением…

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-3

Таков и фильм «Постепенное скольжение к наслаждению». Как и иных произведениях А. Роб-Грийе тут возникали «лейтмотивные» визуальные образы: загадочная архитектура, лабиринты, зыбкие отпечатки, раздвоение / расщепление, «вечное возвращение», предметы-рифмы; фотографии / картины, неподвижные фигуры, образующие строгие композиции; женщина-объект желания; женщина-пленница; угроза насилия, отравление, кровь (или нечто похожее на кровь), изображение / иллюзия акта насилия … и пр., поданные на экране в смещении реальности и грезы, создающие ощущение иллюзорности всего происходящего [Виноградов, 2010: 279, 281]. Все это, бесспорно, помогает игре звуковых и изобразительных символов-знаков, на которой строится структура монтажа аудиовизуальных медиатекстов А. Роб-Грийе.

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-4

При этом здесь, как и других в его фильмах, часто осуществляется переход в визуальный ряд «классических» сцен, чаще всего украшающих цветные обложки серийных изданий, из тех, что обычно прячутся в «глухих уголках привокзальных книжных и газетных киосков» [Роб-Грийе, 2005: 237].

Изображения «персонажей»-фантомов нередко даются в нарочитой статике, сопровождаемой закадровым звуковым рядом, или отстраненными, холодными голосовыми интонациями. Речь здесь теряет свою смысловую и эмоциональную наполненность, лишается коммуникативного значения [Гапон, 1997, с.75].

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-5

Кроме того, актеры в фильмах Алена Роб-Грийе, вопреки традиции, часто и подолгу смотрят в камеру. Все эти нарушения привычных аудиовизуальных условностей нередко вызывает отторжение у консервативной части аудитории.

Из экстремальных ситуациях, изложенных выше, «персонажи» А. Роб-Грийе пытаются как-то выпутаться, выбраться, они могут расследовать ход событий, что-то объяснить. Ведь часто под угрозой оказывается их собственная жизнь… Словом, «тревога — это неуверенность. Свобода порождает тревогу. Отчаяние — это отсутствие возможностей» [Роб-Грийе, 2002].

Однако, как правило, все эти попытки затягивают «персонажей» в сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода…

Киновед Александр Федоров

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-6

Игра с огнем / Le jeu avec le feu. Франция-Италия, 1975. Режиссер и сценарист Ален Роб-Грийе. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Филипп Нуаре, Аньес Альвина, Сильви Кристель, Агостина Белли, Серж Маркан, Кристин Буассон и др. Премьера: 19 февраля 1975. Кинопрокат во Франции: 0,3 млн. зрителей.

Нарушая классические повествовательные структуры, знаменитый французский писатель и режиссер Алена Роб-Грийе (1922-2008) часто использует знакомые из мифологии, сказок или опусов массовой культуры фабульные ситуации, стереотипные эпизоды и сцены. Описывая их «общеупотребительным» языком, мастер иронизирует и дистанцируется от него [Гапон, 1997: 75].

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-7

При этом развитие действия у А. Роб-Грийе не имеет ничего общего с наполненным психологическими подробностями логичным рассказом о жизни героев в конкретном социуме. Это сновиденческий синтез нагромождения осколков-фрагментов связанных с преступлениями, тайнами, интригами в рамках нескольким жанров массовой культуры и архаичной мифологии, постоянно возвращающихся в том или ином варианте к теме самого процесса творчества, важнейшей особенностью которого становится повторение, феномена «зеркальности» текста, гипертекстуальности [Савельева, 2008: 7-8]. Это навязчивое повторение одних и тех же действий, возвращение к одним и тем же деталям могут показаться монотонными. Тем не менее, с каждым новым витком появляются какие-то новые подробности, другие же, напротив, исчезают [Акимова, 2001, с.8].

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-8

Именно таков фильм «Игра с огнем», где «персонажи», не знавшие о том, какие тайные страсти спят в них самих, попадают в «непривычные, исключительные условия, где не действуют законы, запреты и правила цивилизованного общества, где нет никаких общественных барьеров и социальных гарантий» [Роб-Грийе, 2005: 241].

Как и раньше, речь в творчестве Алена Роб-Грийе попадают в катастрофы, становятся пленниками, обвиняемыми, свидетелями таинственных игр, ритуалов и убийств, оказываются в таинственных местах-лабиринтах…

Киновед Александр Федоров

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-9

Прекрасная пленница / La belle captive. Франция, 1983. Режиссер Ален Роб-Грийе. Сценаристы: Ален Роб-Грийе, Франк Верпийа. Актеры: Даниэль Месгиш, Сирил Клэр, Даниэль Эмилфор, Ариэль Домбаль и др. Премьера: 16 февраля 1983. Кинопрокат во Франции: 8,7 тыс. зрителей.

Знаменитый французский писатель и режиссер Ален Роб-Грийе (1922-2008) не раз признавался, что его эфемерные «персонажи», «выходцы из мира теней» в большинстве своем - «убийцы, чародеи и коварные обольстители, столь глубоко проникшие в мои сновидения, что их вторжение влечет за собой новое нарушение законов, открывает новые бездны» [Роб-Грийе, 2000].

Так что вовсе не удивительно, что у них, как правило, нет национальности, профессии, характера, имени (или это имя – простая условность, знак).

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-10

В этом смысле программной кажется фраза героини «Прекрасной пленницы» (1983): «У меня нет имени, я его потеряла. Есть телефон, но он неисправен. Мне нельзя дозвониться».

Особая роль в фильмах Алена Роб-Грийе отводится визуализации женского тела, которое конструируется «как объект, даже если не ясно, кто именно его желает. Оно пребывает в магнитном поле желания» [Рыклин, 1996: 16], в первую очередь – мужского, обремененного иронично поданными фрейдистскими и садо-мазохистскими комплексами. И всё это в атмосфере мучительного очарования обманчивого пространства сна.

"Персонажей этих фильмов затягивает сновиденческий лабиринт с иллюзорными возможностями выхода… Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной-11

Вот список любимых предметов Алена Роб-Грийе: лабиринт, вода, огонь, зеркало, хрустальный бокал или иной стеклянный сосуд (как правило, падающий и раскалывающийся на тысячи осколков), ключ, отрывающаяся дверная ручка, веревка (для связывания женских рук), туфелька, статуя, фотография/картина…

Именно такова «Прекрасная пленница», провоцирующая консервативную публику на возмущения и протесты…

Киновед Александр Федоров