Леонид Куравлёв, чьё имя известно каждому, стал живой легендой, сыграв в почти двухста кинолентах. Его персонажи, отличавшиеся простодушием, бесшабашностью и непутёвостью, но в то же время обаятельностью и трогательностью, стали символом эпохи для жителей Советского Союза и постсоветской России. На курсе актёрского мастерства Куравлёв проявил себя как неуверенный и зажатый студент, который часто запинался и не мог запомнить тексты ролей. Однако, несмотря на это, его карьера выросла до невиданных высот.
Интересный факт из его карьеры - в сцене, где требовалось обнажение, Леонид отказался сниматься без одежды, предпочтя остаться в штанах и майке, в то время как его партнёрша, юная Симонова, была одета в плотную ночную сорочку.
Леонид Куравлёв, известный советский актёр, появился на свет в столице России 8 октября 1936 года. Его родители занимались трудовой деятельностью: отец Вячеслав Яковлевич трудился слесарем на заводе по производству моторов, а мать Валентина Дмитриевна сначала работала на кожевенном заводе, а затем стала парикмахером. В начале военных лет мать Леонида подверглась репрессиям, была арестована по ложному обвинению и отправлена в Караганду, где работала на металлургическом заводе до окончания войны. В это время заботу о маленьком Лёне взяла на себя его тётя. После войны мать и сын переехали в посёлок Зашеек на Кольском полуострове, где их ждала жизнь в бараке среди холода и голода на протяжении пяти лет.
Середина 20-го века отметилась возвращением Лёни и его мамы в Москву, где они обосновались в районе Соколиной Горы. Территория там была известна своей криминальной активностью, где главенствовали авторитеты и молодые хулиганы. Жизнь Лёни складывалась непросто: он связался с неблагополучной группой, часто уличные драки и прогулы школы ставили его на грань отчисления или даже заключения. Однако, в этот непростой период, произошло значимое событие – на катке он встретил Нину, молодую девушку из образованной семьи, которая стала его навсегда единственной истинной любовью. Благословение судьбы защитило его от многих невзгод.
Куравлёв получил аттестат зрелости из жалости, чтобы школа могла быстрее с ним расстаться. С таким образованием ему предстояло лишь поступление в профессиональное училище, а затем служба в армии. Однако, стремясь соответствовать ожиданиям будущей супруги, Куравлёв решил изменить свою судьбу. Двоюродная сестра, возможно шутя, а может и всерьез, предложила ему отправиться в театральное училище, где не требовались знания точных наук, а лишь умение хорошо говорить и актерское мастерство, что Куравлёву давалось с детства. Тем не менее, Куравлёв считал театральное училище не достаточно престижным и решил попробовать свои силы в более значимом учебном заведении – ВГИКе, однако его первая попытка оказалась неудачной.
Куравлёв два года провёл, работая в небольшой московской артели, где изготавливались новогодние украшения, поскольку в армию его не забрали. Затем в 1955 году он успешно прошёл экзамены во ВГИК, где его приняли на курс Бориса Бибикова, наставника множества знаменитых советских актёров. Тем не менее, на курсе Бибикова Куравлёв оказался одним из самых слабых студентов. Он был скован и застенчив, часто запинался, неловко использовал слова «экать» и «мэкать», и ему тяжело давалось запоминание текстов ролей. Из-за его низких успехов в актёрском мастерстве, после второго курса Бибиков даже предложил отчислить его за непрофессионализм, поставив оценку "двойка".
Бибиков изначально колебался, но в конце концов согласился оставить Куравлёва в институте после его убедительных аргументов. С течением времени, оказалось, что решение было верным: Куравлёв, уверенный в своем призвании к актерству, начал прогрессировать. Это не осталось незамеченным; его таланты были оценены такими студентами, как Василий Шукшин и Андрей Тарковский, которые пригласили его участвовать в своих выпускных проектах. Так, Куравлёв появился в фильме Тарковского «Сегодня увольнения не будет» и в работе Шукшина «Из Лебяжьего сообщают».
Леонид Куравлёв, начав свою карьеру с небольшой, но запоминающейся роли кочегара Камушкина в фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин», привлек внимание к своему таланту. Это сотрудничество с Швейцером продолжилось, и режиссёр взял его в еще семь своих проектов, включая «Маленькие трагедии», где Куравлёву довелось сыграть сразу две роли. Вскоре после его успешного дебюта, Леонид женился на Нине.
В своей дальнейшей карьере Куравлёва заметили и другие известные режиссёры. Лев Кулиджанов пригласил его на значительную, хотя и не главную роль в фильме «Когда деревья были большими», который пользовался большой популярностью в Советском Союзе и был показан на Каннском кинофестивале. Несмотря на успех фильма, Куравлёв остался в тени Юрия Никулина. Последующие три года Куравлёв участвовал в четырёх кинопроектах, которые, хоть и не принесли ему ожидаемой славы и удовлетворения, все же способствовали накоплению профессионального опыта.
В 1963 году Василий Шукшин делал кастинг для главной роли в своём новом фильме "Живёт такой парень". Он настаивал на участии Куравлёва, представляя его в образе шофёра Пашу Колокольникова, прозванного "Пирамидоном". Однако, на пробах актёр не смог раскрыться и испортил несколько дублей. Сергей Герасимов, который тогда возглавлял художественный совет киностудии имени Горького, решительно выступил против кандидатуры Куравлёва. Он поставил Шукшину ультиматум: или режиссёр выберет другого актёра, или фильм не будет снят.
Шукшин решился на смелый шаг, сняв свой первый полнометражный фильм без одобрения худсовета, что могло стать профессиональным самоубийством. Вопреки всем ожиданиям, он втайне начал работу над фильмом с Куравлёвым в главной роли, который в итоге стал сенсацией. В 1964 году на Венецианском кинофестивале фильм получил награду «Лев Святого Марка». Многие зрители были настолько убеждены в натуралистичности игры главного героя, что подумали, будто Шукшин выбрал для роли настоящего деревенского водителя, который даже реально заикается. Этот успех принёс Куравлёву через год титул заслуженного артиста, подтверждая его внезапный триумф на кинематографической арене.
Куравлёв испытывал огромную благодарность к Шукшину, который стал для него воротами в мир большого кино, и это оказало на него сильное влияние. В личной жизни у актера также складывалось успешно: его жена Нина завершила университет и преподавала в школе, а в 1962 году у них родилась дочь Катя. Несмотря на это, Куравлёв ожидал большего количества предложений играть главные роли, однако за три года их было не так много, как он надеялся. В итоге Шукшин предложил ему значительную роль Стёпки, сына главного персонажа, в своём фильме «Ваш сын и брат», а также он получил возможность работать с Швейцером и Натансоном в их знаменитых фильмах.
В 1968 году Леонид Куравлев получил возможность исполнить роль Хомы Брута в фильме "Вий", который стал первым советским фильмом ужасов. Из-за страха перед мистическими элементами, взятыми из произведений Гоголя, некоторые актеры отказались участвовать в съемках. Те же, кто рискнул, столкнулись с серьезными испытаниями во время производства. Например, Наталья Варлей чуть не пострадала, выпав из "летающего" гроба, который на самом деле двигался на подвесных тросах, и только благодаря Куравлеву, который её подхватил, избежала травм. Сам Куравлев не избежал увечий, получив серьезные травмы позвоночника и рук, что привело к приостановке съемок на целую неделю. Тем не менее, фильм "Вий" пользовался огромной популярностью и собрал аудиторию в 33 миллиона зрителей.
На вершине карьеры Куравлёва стал его персонаж Шура Балаганов в фильме "Золотой телёнок". Его пригласил на эту роль Швейцер через год. В фильме Куравлёв изобразил дворняжку, ищущую хозяина для тепла, пищи и защиты. В тот же период, режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский выпустили фильм "Неподсуден", который оказался психологически сложным. В нём Куравлёв сыграл бортрадиста Сорокина – труса и подлеца, в то время как Олег Стриженов воплотил образ хорошего человека и лётчика Егорова. Несмотря на мастерскую игру актёров, фильм не получил ожидаемого признания и славы, вероятно, из-за того что не предоставлял чёткие ответы на поставленные вопросы.
В кинематографе Юрий Куравлев снискал любовь зрителей благодаря своему умению импровизировать, что добавляло непредсказуемости и новизны его ролям в таких фильмах, как «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая. Гайдай ценил актера за этот талант, ведь он делал каждую роль особенной, не ограничиваясь лишь текстом сценария. Куравлёв также принимал участие в проектах многих других режиссеров, таких как Глеб Панфилов в фильме «Начало», Станислав Говорухин в «Жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо» и Татьяна Лиознова в «17 мгновениях весны».
Не только талант делал его популярным, но и цитируемость его реплик, которые зрители с удовольствием повторяли, а его имя на афише обещало фильму успех. Несмотря на свою востребованность и популярность, Куравлёв оставался скромным и не стремился к звездной жизни, а даже испытывал от неё дискомфорт. Его скромность и талант делали его уникальным актером, который не искал славы, но естественно её нашел благодаря своему мастерству и искренности в каждой роли.
Слышались слухи о романах Куравлёва с каждой актрисой, с которой он когда-либо работал, что причиняло ему боль и ставило под вопрос его семейные узы. Сплетни порождали конфликты. В отличие от своих экранных персонажей - пьяниц и хулиганов, Куравлёв был закрытым и необщительным, что заставляло его казаться странным в глазах других. Он стремился защитить свою семью от лишнего внимания, но не знал, как это сделать. Шукшин был одним из немногих, кто его понимал.
Куравлёв разделял тёплые взаимоотношения и творческие амбиции с режиссёром, который был для него не только другом, но и любимым режиссёром. Их связь была настолько крепкой, что совместные проекты казались неизбежными. Однако трагическая смерть Шукшина в 1974 году во время работы над фильмом «Они сражались за родину» прервала эти планы и оставила глубокий след в душе Куравлёва. В память о Шукшине, Куравлёв даже назвал своего сына, рождённого в 1978 году, Василием.
В следующем году после смерти Шукшина, в 1975 году, Куравлёв получил приглашение принять участие в кастинге нового фильма известного режиссёра Георгия Данелии. К тому времени Данелия утвердился в кинематографе, зарекомендовав себя работами над такими фильмами, как «Я шагаю по Москве», и другими, а также своей ролью художественного руководителя в «Джентльменах удачи». Это приглашение было значимым шансом для Куравлёва.
Изначально роль Афанасия Борщова, сантехника из ЖЭКа с неоднозначной репутацией, Данелия предназначил для Владимира Высоцкого, включив в сценарий моменты, где персонаж играет на гитаре. Однако из-за плотного графика Высоцкий не смог принять участие в проекте, после чего режиссёр обратил внимание на Даниэля Ольбрыхского, известного актёра польского кино, но та попытка также не увенчалась успехом. В конечном итоге, несмотря на первоначальные неудачи в подборе актёра, роль досталась Куравлёву. В процессе съёмок отношения между Куравлёвым и Данелией оказались напряжёнными. Куравлёв проявлял упрямство и часто вступал в споры с режиссёром, особенно резко высказываясь против трагической развязки фильма, где персонаж Евгении Симоновой должен был совершить самоубийство.
Куравлёв настоял на счастливом исходе для своего персонажа Афони в фильме, убедив в этом режиссёра Данелию и сценариста Бородянского. В сцене, где предполагалось его обнажение, он отказался сниматься без одежды, оставаясь в штанах и майке, в то время как его партнерша, Симонова, была в ночной сорочке. Этот фильм принёс ему огромную популярность, его посмотрели 62 млн зрителей. Куда бы Куравлёв ни пришёл, его встречали возгласами из фильма и предложениями выпить, так как многие думали, что его экранная роль совпадает с реальной личностью.
Куравлёв, носивший прозвище «Афоня» на протяжении всей своей жизни, поначалу мог бы огорчиться из-за такого ярлыка, как это случилось с многими, кто был связан с одной ролью. Однако он осознал, что маска дает возможность скрывать свои истинные чувства и облегчает жизнь, позволяя оставаться незаметным за сценическим образом. Куравлёв принял свое прозвище и сказал: если хотят видеть его простаком, пусть так и будет. В январе 1977 года, Куравлёв, который уже давно был народным артистом неофициально, получил это звание официально.
Через два года, в 1979-м, Куравлёв снялся в девяти фильмах, среди которых особенно выделялись «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина и «Маленькие трагедии» Швейцера, оба фильма получили широкую известность.
Куравлёв мастерски отобразил множество разнообразных образов в своей актёрской карьере, подтверждая свою универсальность и талант. Он одинаково убедителен был как в роли Лепорелло, слуги Дон Гуана, так и в образе гробовщика Адриана Прохорова в "Маленьких трагедиях". В фильме Говорухина Куравлёв запомнился зрителям ролью вора «Копчёного», сыгравшего и проигравшего партию в бильярд с Глебом Жегловым. Его роли, будь то пьющий сантехник Афония или Пашка Колоколдьников, продемонстрировали его способность вживаться в любые амплуа. Это ещё раз подтверждает его статус актёра, который не нуждается в доказательствах своего мастерства.
В 80-е Куравлёв достиг вершины своей карьеры, став звездой многочисленных популярных фильмов, среди которых были "Ищите женщину" с Софико Чиаурели, "Самая обаятельная и привлекательная" и "Мы, нижеподписавшиеся".
Он снимался в пяти и более проектах в год, и его талант был настолько велик, что об этом ходила шутка: «Куравлёв может сыграть всё, даже телефонный справочник». Однако после распада Советского Союза его карьера пошла на убыль: качественные сценарии исчезли, многие актёры переквалифицировались в режиссёры, и начался период экономических трудностей.
Нина, работая всю жизнь в школе на должности завуча, не имела высокой зарплаты, что привело к отсутствию значительных накоплений в семье. Её муж, Куравлёв, для поддержания семьи, включая жену и двоих детей, вынужден был участвовать в съемках некачественных фильмов и рекламы, получивших название «кооперативные».
Смерть Леонида Гайдая в ноябре 1993 года, ключевого человека в жизни Куравлёва так же, как и Шукшина ранее, оказала глубокое влияние на Куравлёва, который на долгое время прекратил свою кинематографическую деятельность. Спустя 20 лет фильм «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, где Куравлёв сыграл роль управдома Босого, вышел на экраны, но остался практически незамеченным. Этот период в его жизни трудно назвать временем творческих успехов, хотя и не стоит считать его полной паузой в его карьере.
В 2004 году Куравлёв взял на себя образ полковника милиции Ершова в сериале "Улицы разбитых фонарей", который к тому времени уже потерял свою прежнюю остроту. В этой роли актёр показался несколько усталым и без вдохновения. Также Куравлёву было сложно справляться с другими незначительными ролями в различных сериалах. Однако, в 2006 году ему достался сценарий картины Виктора Дюнина "Была, не была", в котором были заметны отголоски творчества Шукшина. Здесь он исполнил роль сельского головы – персонажа второго плана, но смог вдохнуть жизнь в образ типичного мелкого чиновника.
В 2009 году Куравлёв принял участие в съемках детской сказки Вадима Соколовского "Книга мастеров". Изначально роль барина предназначалась Олегу Табакову, однако из-за болезни он не смог участвовать в проекте. Несмотря на это, фильм показал отличные результаты в прокате, собрав 11 миллионов долларов при бюджете в 8 миллионов, что было значимым успехом для тех времен. Для Куравлёва же особую ценность представляло то, что его внуки были в восторге от картины, а также от того, что их дедушка озвучивал персонажей из их любимых мультфильмов.
После долгого периода работы, Куравлёв почувствовал возрождение профессионального энтузиазма. Однако его жена Нина, многие годы работавшая в школе, страдала от проблем с сердцем, что является распространенной проблемой среди учителей.
Несмотря на то что в первом медицинском обследовании врачи заверили, что все в порядке и можно возвращаться домой, Нина продолжала страдать от болей, которые становились все чаще и интенсивнее. В итоге она вновь оказалась в больнице, где было установлено, что она пережила несколько микроинфарктов, и требовалась немедленная операция. К сожалению, изначальное недооцененное состояние ее здоровья врачами привело к несвоевременному лечению. Нина умерла во время операции в возрасте 72 лет. После ее смерти, на ее могильной плите на Троекуровском кладбище, Куравлёв велел высечь также и свое имя, оставив место для даты своей смерти.
Леонид Куравлёв завершил свою карьеру в кинематографе ролью в фильме "Весь этот джем" в 2015 году, после чего удалился от общественной жизни и перестал появляться на публике. Его жизнь изменилась после потери любимой жены Нины, что привело его к уединённому образу жизни, и даже ходили слухи о его уходе в старообрядцы. Леонид умер 30 января 2022 года, а уже 1 февраля был похоронен рядом с Ниной, обретя мир вечный.