Найти тему
АиФ-Самара

В пяти метрах от смерти. Сухогруз рвал перекрытия и крушил опоры моста

   В пяти метрах от смерти.
В пяти метрах от смерти.

Одна из масштабных катастроф в регионе произошла 15 мая 1971 года, когда сухогруз протаранил и снес мост через реку Самара, по которому в этот момент ехал троллейбус с пассажирами.

Железо смяло как бумагу

В тот день в бухту Куйбышевского речного порта прибыл сухогруз «Волго-Дон-12», который привез уголь. После разгрузки судно должно было отправиться в Тольятти. Работу закончили уже ближе к вечеру. Нужно заметить, что места для маневра, с учетом габаритов судна, имеющего по проекту в длину 140 и ширину более 16 метров, там немного. Поэтому капитан Борис Миронов запросил помощи буксировщика, чтобы завершить разворот.

Диспетчер направил на помощь буксир «Алексей Жихарев» под командованием капитана Петра Сазонтова. Около семи вечера сцепка из двух судов направилась в сторону выхода из порта. В полвосьмого буксир уже зашел под мост, когда сухогруз течением начало сносить в сторону одной из опор. Сазонов успел крикнуть по рации «Тебя сносит! Не проходишь, сдавай назад!». Но было уже слишком поздно.

Как потом пояснял следователям Миронов, он попытался вырулить и избежать столкновения, но огромная махина стала неуправляемой. До последнего капитан пытался выровнять сухогруз, и лишь когда рубка стала сминаться о бетон перекрытия моста и лопнули стекла, он бросился прочь, но не успел. За секунды всё превратилось в комок рваного металла, капитану искореженным железом зажало ноги.

Неуправляемое судно несло под мостом. В следующий момент, как вспоминают очевидцы, раздался грохот – одно из многометровых перекрытий сдвинулось вместе с дорожным покрытием, судно потащило его за собой, сдергивая с опор. Какое-то время многотонная плита балансировала в воздухе, а затем рухнула с 12 метровой высоты на сухогруз, сминая рулевую рубку и жилые каюты по правому борту. В одной из них в это время находилась супруга судового электрика – она погибла на месте.

Как вспоминают очевидцы, несмотря на вечернее время, весть о катастрофе быстро разнеслась по окрестностям и у разрушенного моста собралась толпа.

«Я только вернулся со смены, когда прибежал соседский мальчишка с воплями: «Там баржа на Самарке мост снесла!». Мы подхватились и рванули туда – вдруг помощь нужна. Но там уже толпа людей собралась, милиция подъехала, скорая помощь. Никого ближе не пускали. Баржа стояла, накрытая куском бетонного пролета, верхняя часть палубы была раздавлена. Жуткое зрелище, тем более, что я сам по этому мосту меньше часа назад проезжал. Ребята рассказали, что на судне человека зажало, было слышно, как он сначала кричал, а потом стонал от боли. Еще говорили, что троллейбус с людьми чуть не рухнул. Чудо, что водитель затормозил – глубина реки там очень приличная, да и место само нехорошее – много всякого железного лома на дне. Я эти места хорошо, знаю – частенько там пацаном с берега рыбачил», - вспоминает житель нашего города Сергей Киселев.

Людей спас водитель троллейбуса

Жертв этой трагедии могло быть гораздо больше - по мосту в этот момент ехал переполненный людьми троллейбус. Его водитель – Александр Рапопорт, успел затормозить в нескольких метрах от провала.

   Людей на мосту спас водитель троллейбуса Александр Рапопорт Фото: Самара - Музей ТТУ
Людей на мосту спас водитель троллейбуса Александр Рапопорт Фото: Самара - Музей ТТУ

«Над Сашей в депо посмеивались – дескать, странный он какой-то, скромный слишком, некомпанейский и скучный, не поболтать с ним, не выпить после работы. Но мастера его наоборот хвалили: ответственный и педантичный парень, болтать не любит, но зато у него всегда и во всем порядок. Действует четко по графику и распорядку: даже если есть возможность, не будет нарушать правила», - рассказывает заведующая музеем ТТУ Самары Алевтина Новикова.

И эта склонность к перфекционизму и педантичность сыграли свою роль. В тот день Александр вез пассажиров по маршруту №6, как всегда спокойно и размеренно. Троллейбус был набит людьми, которые возвращались с работы, кто-то из тех, кому повезло примоститься на сиденьях, уже подремывал. Вдруг машина резко затормозила, многие пассажиры попадали, в салоне образовалась давка. «Не дрова везешь!» - громко возмущались пассажиры, парочка подвыпивших парней даже протиснулась поближе, чтобы высказать свое недовольство водителем в непопулярной форме. Но ругаться они резко передумали, как только увидели побледневшего парня, вцепившегося в руль, а прямо по курсу - многометровый провал.

Александр благодаря своей реакции и хладнокровию – счет шел на секунды - смог остановить транспорт в пяти метрах от пропасти. Пассажиры, как только оправились от шока, бросились благодарить водителя, понимая, что он спас им всем жизнь.

За свои оперативные действия Александр Рапопорт получил подарок от городских властей – именные часы, начальником ТТУ «за проявленную находчивость и смелость» ему была объявлена благодарность и вручена премия в 50 рублей. Также Александру присвоили досрочно 1 класс квалификации.

Слава героя явно тяготила Александра, всю свою жизнь он старался об этом поступке не вспоминать. Долгие годы он проработал водителем троллейбуса в Куйбышеве, а затем в Самаре.

   Троллейбус №6 на мосту через реку Самару Фото: Самара - Музей ТТУ
Троллейбус №6 на мосту через реку Самару Фото: Самара - Музей ТТУ

«Личная жизнь у Александра так и не сложилась, он до конца своих дней оставался одиноким человеком. Его двоюродная сестра – один из немногих близких людей, с которой он поддерживал отношения. Она рассказывала, что незадолго до смерти Александр Наумович узнал, что в нашем музее есть стенд, посвященный тому случаю на мосту и его роли в спасении жизней пассажиров, и очень растрогался. Ему было приятно, что самарцы помнят о его поступке», - рассказывает Алевтина Новикова.

Кто виноват в крушении моста?

Один из главных вопросов, который интересовал следователей: почему теплоход смог разрушить мост, который рассчитан на значительные перегрузки и в принципе такой удар не должен был нанести столь серьезных повреждений. Случаи столкновений речных судов с мостами фиксировались и ранее, но ни разу не было такого, чтобы судно по факту унесло с собой многотонную конструкцию.

Была создана комиссия, которая установила, что проектировщики допустили ошибку – бетонные плиты перекрытий не были закреплены с опорами моста, предотвращающими их сдвиг в боковом направлении. И хватило несильного толчка (по сравнению с общим ресурсом моста), чтобы плиты «ушли» в сторону.

По мнению следствия, катастрофе предшествовала череда случайностей и ошибок, которые привели к трагичному финалу. Капитан сухогруза не учел того, что судно идет порожняком и с пустыми балластными цистернами, а значит управляемость его значительно изменилась. Сам маневр был достаточно сложным, дело происходило вечером, и оба капитана старались закончить его до темноты, и эта спешка также сыграла свою роковую роль.

Капитан «Волго-Дон-12» Борис Миронов, допустивший столкновение с мостом, сам пострадал при аварии – около двух часов он был зажат искореженным металлом рубки, чтобы извлечь его пришлось использовать автоген. Из-за аварии капитан стал инвалидом – ему ампутировали ступню.

Само судно, пострадавшее при аварии, отремонтировали. Всю верхнюю часть с надпалубными надстройками срезали и смонтировали заново. После ремонта целых 30 лет судно верно служило речникам. В 2001 году его списали в утиль и разрезали на металлолом.

С мостом ситуация была посложнее – его ремонт занял целый год, в течение которого самарское Заволжье было фактически отрезано от областного центра, пользовались понтонной переправой. Движение по реконструированному мосту возобновили только в мае 1972 года.

Хроника катастроф: почему суда таранят мосты?

Случаев столкновения морских и речных судов с мостами в мировой истории предостаточно. Статистика показывает, что в 30% инцидентов дело заканчивается полным разрушением мостов, зачастую это сопровождается человеческими жертвами.

Обычно причинами катастроф эксперты называют халатность, неудачный маневр или неисправности в системах навигации судна. Как правило, к трагедии приводит целая череда различных совпадений и нюансов, но основной причиной по-прежнему остается человеческий фактор.

Крупнейшая в нашей стране катастрофа на речном транспорте произошла 5 июня 1983 года на Волге в районе Ульяновска.

Двигавшийся из Ростова-на-Дону в сторону Москвы круизный лайнер «Александр Суворов» сбился с курса и вместо третьего пролёта зашёл под несудоходный шестой пролёт Ульяновского моста через Волгу.

Судно на полном ходу врезалось в низкий пролет моста, удар пришелся на надстройки верхней, четвёртой палубы.

От удара сварная конструкция палубы сложилась гармошкой, убивая и травмируя людей. В результате столкновения у судна были полностью снесены рулевая рубка, каюты капитана и старшего помощника, радиорубка и кинозал, в котором в это время находилось более 200 человек. Шансов выжить у них практически не было.

Во время столкновения по мосту следовал товарный состав. От сильного удара несколько вагонов сошли с рельсов и опрокинулись. Груз из вагонов: уголь, зерно, бревна упали на теплоход, травмируя раненых пассажиров.

Тогда по официальным данным в результате катастрофы погибло 176 человек, 49 получили травмы. Но вероятно, жертв было больше, неопределённость связана с тем, что во время рейса «Александр Суворов» был сильно перегружен. К тому же власти не стремились давать полную огласку этому случаю.

Виновниками аварии были признаны первый штурман и рулевой – они погибли при аварии, в преступной халатности обвинили капитана «Суворова». Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы.