Найти в Дзене
Кузбасский следопыт

Легенды российского флота: легендарные корабли, ставшие частью истории отечества

История российского флота – это обширная летопись эпических сражений по всему миру, в которых российские моряки показывали доблесть и отвагу. С 1669 года, когда в Российской империи началось строительство флота, российские военные суда приняли участие в сотнях сражений как на морских, так и на океанских театрах военных действий. В этой статье канал «Кузбасский следопыт» решил рассказать о наиболее знаменитых российских военных кораблях. Парусный фрегат «Орёл» Начать свой рассказ мы хотим с двухпалубного парусного фрегата «Орёл», который считается родоначальником всего российского флота. Корабль имел длину 24,5 метров, был оснащён тремя мачтами и вооружён 22 пушками. Экипажем судна выступали 22 матроса и 35 стрельцов. Корабль не имел вёсельного вооружения и являлся исключительно парусным военным судном, которое было построено в нашей стране. «Орёл» не принимал участия в сражениях и большую часть собственной жизни проплавал по Волге и Каспию. Примечательным является тот факт, что в Астра
Оглавление

История российского флота – это обширная летопись эпических сражений по всему миру, в которых российские моряки показывали доблесть и отвагу. С 1669 года, когда в Российской империи началось строительство флота, российские военные суда приняли участие в сотнях сражений как на морских, так и на океанских театрах военных действий. В этой статье канал «Кузбасский следопыт» решил рассказать о наиболее знаменитых российских военных кораблях.

Парусный фрегат «Орёл»

-2

Начать свой рассказ мы хотим с двухпалубного парусного фрегата «Орёл», который считается родоначальником всего российского флота. Корабль имел длину 24,5 метров, был оснащён тремя мачтами и вооружён 22 пушками. Экипажем судна выступали 22 матроса и 35 стрельцов. Корабль не имел вёсельного вооружения и являлся исключительно парусным военным судном, которое было построено в нашей стране. «Орёл» не принимал участия в сражениях и большую часть собственной жизни проплавал по Волге и Каспию. Примечательным является тот факт, что в Астрахани этот военный корабль был захвачен казаками, подчиняющимися Степану Разину. Вошёл в этот список как первый боевой корабль, построенный в России.

Галера «Принципиум»

-3

Эта галера была построена на верфях города Воронеж в 1696 году и имела длину 38 метров, а ширину 6 метров. В движение судно приводилось при помощи 34 пар вёсел. Численность экипажа составляла 120 человек. Вооружено судно было шестью пушками. В 1696 году судно впервые появилось в Азовском море, а в июне этого же года в составе российского флота приняло участие в осаде турецкой крепости Азов. После взятия Азова и завершения боевых действий корабль был поставлен рядом с городом, а через некоторое время разобран на дрова в связи с ветхостью.

Линейный корабль «Полтава»

-4

«Полтава» – это первый русский линейный корабль, а также первое судно, построенное на верфях Санкт-Петербурга. Стоит сказать, что строительством этого военного корабля руководил непосредственно сам император Пётр Первый. Судно имело длину 34,6 метров и ширину 11,7 метров. Вступив в строй в 1712 году, этот линейный корабль принял участие во всех кампаниях русского военного флота во время Северной войны. Помимо этого, в мае 1913 года во время боя за Гельсингфорс прикрывал действия русских галер и выступал в качестве флагманского судна, на котором находился Пётр I.

Линейный корабль «Лефорт»

-5

«Лефорт» – это парусный линейный корабль, входивший в состав балтийского флота, заложенный на верфях Северной столицы в 1833 году и спущенный на воду 9 августа 1835 года. Во время Крымской войны этот линейный корабль занимался обороной Санкт-Петербурга. Судно затонуло в мирное время, причём в результате этого кораблекрушения погибли все 843 находящихся на борту человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До кораблекрушения 28 сентября 1994 года, когда затонул паром Estonia, гибель «Лефорта» считалось крупнейшей катастрофой по количеству жертв в мирное время на Балтике. Причина гибели этого судна остаётся загадкой до сегодняшнего дня. Хотя современные расчёты показывают, что первоначальная версия о том, что судно перевернулось из-за сильного ветра, считается маловероятной. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, пришла к выводу, что, скорее всего, гибель произошла из-за ослабления корабля, так как два раза до этого судно использовалось для перевозки тяжёлых грузов, которые располагали на орудийных палубах.

Линейный корабль «Ингерманланд»

-6

«Ингерманланд» – это 74-х пушечный линейный корабль, приписанный к балтийскому флоту, который можно считать настоящей легендой. Однако легендой его можно считать не за подвиги, а за очень небольшой срок службы. Связано это с тем, что судно погибло уже через четыре месяца после начала эксплуатации. Линейный корабль был спущен на воду в мае 1842 года, а уже в августе, находясь в районе Норвегии, из-за ошибок, допущенных экипажем, а также сильного шторма, выскочил на камни и разбился. Во время крушения погибло 329 человек и спаслось 509 членов экипажа. Необходимо отметить, что «Ингерманланд» был красивейшим для своего времени кораблём, имевшим на вооружении 74 орудия.

Линейный корабль I ранга «Двенадцать апостолов»

-7

«Двенадцать апостолов» – это линейный корабль I ранга русского императорского флота, который был спущен на воду в 1841 году. Корабль имел мощнейшее вооружение, состоящее из 130 пушек. Наиболее мощными орудиями на борту этого линейного корабля были 32 68-ми фунтовые пушки. Орудия, установленные на судне, могли стрелять как обычными, так и разрывными ядрами. Первым капитаном корабля был назначен Владимир Алексеевич Корнилов. Судно входило в состав черноморского флота и во время обороны Севастополя было затоплено между Михайловской и Николаевской батареями.

Крейсер «Варяг»

-8

«Варяг» – это без преувеличения легенда Военно-Морского флота России. Крейсер был построен в Филадельфии, в 1900 году был передан Российской империи, а в 1901 году вступил в боевой строй. Судно известно своим боем в 1904 году с японской эскадрой. Во время боя крейсер получил от 7 до 11 попаданий, причём одно попадание образовало пробоину размером 2 квадратных метра в районе ватерлинии, однако, несмотря на это, экипаж боролся за живучесть судна, и оно осталось на плаву. Российские моряки сами затопили крейсер, однако японцы в 1905 году подняли его, отремонтировали и ввели в строй под именем «Соя» 22 августа 1905 года. На протяжении семи лет судно использовалось в качестве учебного. Рассказывая о «Варяге», нельзя не упомянуть о самом сражении, которое произошло 27 января 1904 года на рейде рядом с корейским городом Чемульпо, где судно находилось с дипломатической миссией. Во время выхода из порта крейсер был атакован японской эскадрой. Во время боя «Варяг» вёл сражение против 14 японских кораблей на протяжении нескольких часов. За это время, согласно официальным отчётам, русские артиллеристы выпустили по врагу 1105 снарядов, уничтожив вражеский миноносец, повредив японский крейсер «Асама», а ещё один крейсер «Такачихо» затонул уже после завершения боя.

Мореходная канонерская лодка «Кореец»

-9

Мореходная канонерская лодка «Кореец» сопровождала «Варяг» в последнем походе и приняла участие в бою с японской эскадрой. Во время боя у Чемульпо канонерская лодка выпустила по противнику 52 снаряда. Враг смог поразить судно только один раз. Потерь на судне не было. Для того чтобы не допустить захвата канонерской лодки японцами, команда взорвала судно на рейде Чемульпо. При этом российский экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», доставлен на нём в Сайгон и вернулся в Россию. По возвращению в Россию все офицеры канонерской лодки были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а членам команды были вручены знаки отличия этого ордена. В честь легендарного боя в российском императорском флоте была учреждена специальная награда «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которую получили все участники того морского сражения.

Крейсер «Аврора»

-10

Крейсер «Аврора» находился в боевом строю 45 лет и за это время принял участие в трёх революциях и четырёх войнах. Своё боевое крещение этот корабль получил 14 мая 1905 года в Цусимском сражении, когда судно получило шесть попаданий вражеских орудий. От попаданий на судне вспыхнул пожар, несколько отсеков было затоплено, вышли из строя орудия, однако, несмотря на это, судно не сдалось врагу. Необходимо отметить, что средний срок службы военных крейсеров равен 25 годам, однако «Аврора» пробыла в строю 45 лет. Судно даже принимало участие в защите Кронштадта от немецких обстрелов. В 1948 году судно было поставлено на вечную стоянку, а его помещения стали доступными для посещений.

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»

-11

Этот корабль вошёл в мировую историю не благодаря участию в сражениях, а из-за мятежа целой команды. Необходимо сказать, что это было первое в истории русского флота восстание боевого корабля. 14 июня 1905 года поводом для восстания на корабле стало некачественное мясо, присутствующее в борще, поданном матросам на обед. В результате восстания судно оказалось в руках матросов и было объявлено «территорией свободной России». После длительных скитаний моряки сдались румынским властям.

Лёгкий крейсер «Красный Крым»

-12

Во время Великой Отечественной войны лёгкий крейсер «Красный Крым» под командованием капитана 1 ранга А. И. Зубкова сумел выполнить 58 боевых заданий. В рамках выполнения этих боевых заданий корабль совершил 52 артиллерийские стрельбы по врагу, уничтожив при этом 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка вражеской пехоты. Крейсер вывез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан и отразил более 200 атак немецких самолётов. В 1942 году судно получило гвардейское звание, а в 1944 году по возращению в Севастополь удостоилось чести первым войти в бухту города.

Линейный корабль «Марат»

-13

Во время Великой Отечественной войны этот линейный корабль был одной из главных целей немецкой авиации. При этом судно сумело отразить десятки авиационных налётов, и только попадание двух 500 килограммовых бомб смогло вывести его из строя. После попадания немецких авиабомб судно набрало 10 000 тонн воды при водоизмещении равном 32 тоннам и затонуло на глубине 11 метров. Вся артиллерия корабля была потоплена.

Советский подводный атомный ракетоносец К-19

-14

К-19 – это первый советский атомный ракетоносец проекта 658, вооруженный баллистическими ядерными ракетами. Из-за наличия большого количества аварий на борту получил среди моряков прозвище «Хиросима». Наибольшую известность судно получило уже в наши дни благодаря фильмам, рассказывающим об аварии в правом реакторе в 70 милях от острова Ян-Майен в 1961 году.

«Пётр Великий»

-15

«Пётр Великий» – это флагман Северного флота Военно-морского флота РФ, считающийся одним из наиболее мощных ударных кораблей. Судно не имеет ограничения по дальности плавания и имеет на собственном вооружении противокорабельный комплекс «Гранит», в состав которого входит 20 пусковых установок СМ-233, оснащённых современными крылатыми ракетами. Способен поражать суда противника на расстоянии до 700 километров. Используемые для стрельб ракеты имеют многовариантный выбор целей, а также высокий уровень защиты от помех.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

-16

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначается для поражения крупных надводных целей и защиты морских соединений от нападения противника. Судно было спущено на воду в 1985 году и вошло в состав Северного флота. Длина корабля составляет 306 метров. Способен идти со скоростью 53 километра в час. Экипаж 626 человек.

Подводная лодка «Юрий Долгорукий»

-17

Подводная лодка «Юрий Долгорукий» – это судно К-535, которое было спущено на воду в 2008 году. Стоит отметить, что на данный момент это единственное судно проекта 955 «Борей», находящееся в боевом строю. Лодка способна двигаться в надводном состоянии со скоростью 28 километров в час, а под водой 53 километра в час. В автономном подводном плавании судно способно находиться 90 дней. Экипаж подводной лодки – 109 человек. Имеет на вооружении торпеды, крылатые ракеты и ПЗРК, а также ядерные ракеты «Булава».

Сторожевой корабль «Татарстан»

-18

Сторожевой корабль «Татарстан» – это флагман Каспийской флотилии России. Надстройки корабля изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов, из-за чего сторожевик имеет минимальную заметность на радарах. Длина корабля 102,1 метр и скорость 53 километра в час. В качестве основного оружия выступает комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами типа Х-35. В качестве противолодочного вооружения на судне присутствует два двухтрубных торпедных аппарата, имеющих диаметр 533 миллиметра. Возможно размещение на корабле противолодочного вертолёта корабельного базирования «К-27».

Корвет «Сообразительный»

-19

Корвет «Сообразительный» – это корабль-невидимка, предназначенный для действий в ближней морской зоне. Основной специализацией корабля является ведение борьбы с надводными судами, а также подводными лодками. Помимо этого, в случае необходимости корвет может выполнять артиллерийскую поддержку морских десантов. Корабль был спущен на воду в 2010 году. Длина судна составляет 90 метров, экипаж – 100 человек. Судно может развивать скорость до 50 километров в час. Корабль имеет на собственном вооружении артустановку А – 190, автоматические корабельные установки АК-630, противокарабельные ракеты «Уран», зенитный ракетный комплекс «Редут», а также торпеды «Пакет-НК».

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»

-20

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» был спущен на воду в 1999 году и приписан к Северному флоту. Судно имеет длину равную 163,4 метрам и экипаж 296 человек. Способен находиться в автономном плавании на протяжении 90 дней. Развивает скорость до 60 километров в час. На вооружении корабля находится 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит», два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», комплект противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав», ЗРК «Кинжал», пушка АК-130.

Друзья! Мы просим вас, помощи в развитии канала! Деньги пойдут на посещение архивов, музеев и получение более точной и актуальной информации! Перевести деньги можно на Юмани перейдя по этой ссылке https://yoomoney.ru/to/41001587569239.