Найти тему

Снимать кино, чтобы менять мир

Гость рубрики «Сделано выпускниками» — выпускник гимназии «Альма-Матер» 2017 года Александр Иванов, создатель кинофестиваля символических искусств ISAAF. Беседу ведёт десятиклассница Владислава ОБОЛЕНСКАЯ.

Лаконичный логотип фестиваля
Лаконичный логотип фестиваля

— Вы ещё в детстве любили кино и хотели связать с ним свою жизнь. Все в детстве любят кино, но далеко не для всех оно становится делом жизни. Как и когда вы окончательно поняли, что это ваше?

— В 10 лет я смотрел «Пираты Карибского моря», спросил у отца, кто эти люди, которые делают вот это всё, а он ответил: «Режиссёры». Я тогда подумал, что, скорее всего, хочу стать режиссёром. После понял, что моя миссия в этом мире — снимать кино и менять мир к лучшему через призму объектива и истории. И в 19 лет ещё раз убедился в этом.

— Как вообще пришло в голову создать кинофестиваль? Почему именно создать фестиваль, а не снять фильм?

— Я снимал фильмы. В 19 лет снял короткометражку «Клетка», которая попала на один кинофестиваль вместе с фильмами Кристофера Нолана и Томаса Винтерберга. У Нолана тогда был фильм «Довод», у Винтерберга «Ещё по одной», и моя короткометражка стояла в списке в категории «Лучшие короткометражки года».

Потом через год как-то в 3 часа ночи лежал и думал: если я в 40 лет создам кинофестиваль (когда уже стану крутым режиссёром), то у меня будет лишь 30 лет насладиться кинофестивальной деятельностью, а если я создам его в 20, то в 40 у меня уже будет 20-летний кинофестиваль, а в 70 лет — 50-летний, поэтому на следующий день создал кинофестиваль... Далее всё пошло само собой.

Уже два года прошло, в этом году будем третий кинофестиваль делать. Это позволяет объединять вокруг себя киношников, которые едины по духу. Сложно в интернете найти людей, снимающих интеллектуальные работы, но если ты в фестивале, к тебе такие работы приходят, ты можешь отсеять ненужные и выбрать нужные и в дальнейшем сотрудничать с их авторами. В этом выгода фестиваля.

— Расскажите об этом фестивале.

— Фестиваль International Symbolic Art Film Festival создан для того, чтобы привлекать людей, которые смотрят на кино как на инструмент для изменения мира в лучшую сторону. Создают работы, трогающие душу зрителя и заставляющие его поменять свою жизнь, переосмыслить её.

— Какие особенности кинофестиваля вы считаете наиболее важными для привлечения аудитории?

— Это глубина кинокартины. У нас очень глубокие кинокартины, и они не для всех. Но не в том плане, что это артхаус, а в том, что, зайдя на фестиваль, можно выйти другим человеком. В этом заключается большая опасность, а также большая сладость. Кого-то это может привлекать, кого-то — отторгать.

— Как вы оцениваете влияние кинофестиваля на мировое кинематографическое сообщество?

— Влияние? Его нет. Возможно, в дальнейшем когда-то люди, которые там были победителями, снимут какие-то крутые работы, прославятся и вспомнят, что вот когда-то там побеждали на ISAFF и им это придало сил.

— Какие трудности вы испытываете при формировании программы кинофестиваля?

— Трудности в том, что слишком много работы, слишком мало меня. Первый год было 1200 работ, второй год 800. Всё надо отсматривать, всё надо оценивать. Приходит около тысячи фильмов, из них нужно отобрать 30. Я выбираю лишь хорошие работы, их и показываем, и только от этого строится количество дней в кинопрограмме. Больше работ — больше дней, меньше работ — меньше дней, у нас нет какого-то определённого минимума или максимума.

— Какие у вас планы на ближайшее время?

— Доснять «Монолит». Это мой полнометражный фильм. В 2024 году мы планируем доснять его, а релизнуть в начале 2025 года. В этом году собираемся провести фестиваль. Также в планы на ближайшее время входит релизнуть в 2025 году социальную сеть для людей искусства, над которой мы с командой сейчас усердно работаем.

— Ваш любимый киножанр?

— Мой любимый киножанр — смесь Тима Бёртона, Даррена Аронофски, Андрея Тарковского, Ларса фон Триера и Гая Ричи. Просто нет слова для этого жанра. Но что-то такое я пытаюсь создать и создаю.

— Ваш любимый фильм?

— «Фонтан» Даррена Аронофски.

— Что вы посоветуете нам — ученикам «Альма-Матер»?

— Практика — единственный источник опыта. Ищите движ (как бы глупо ни звучало это слово), и будет вам счастливая жизнь. И постарайтесь делать в этой жизни то, что будет не стыдно оставить после себя, иначе какой смысл в тебе. Создавайте команду единомышленников — единственное, что будет согревать вас в тяжёлые времена и быть с вами в счастливые. Люди — это важно.

-2