Найти тему
thinkaboutism

Как украинские бомбардировщики спокойно летали над Россией

Было время, когда украинские бомбардировщики спокойно летали над Россией

Ту-160 в полёте над городами Энгельс и Приволжский Саратовской области, фото Alex Beltyukov
Ту-160 в полёте над городами Энгельс и Приволжский Саратовской области, фото Alex Beltyukov

Сухая википедия про Ту-160, производство которых мы восстановили, сообщает нам следующее:

После распада СССР на Украине на авиабазе Прилуки находилось 19 самолётов Ту-160. С 1998 года по программе Нанна — Лугара Украиной были утилизированы 10 самолётов, один был передан в Полтавский музей дальней авиации[82], оставшиеся восемь были переданы России в уплату за природный газ

Используется... для запусков крылатых ракет X-22, X-555 по территории Украины из воздушного пространства России


На самом деле, возвращение домой ТУшек из Украины было куда более, как мы теперь понимаем, драматичным. Процесс возврата очень хорошо и подробно
освещал папа Ивана Сафронова, Иван Сафронов-старший: драйвером процесса стали события в Югославии и желание тогда ещё премьер-министра Владимира Путина получить эти самолёты.

Переговоры с Киевом о приобретении оставшихся там стратегических бомбардировщиков (21 Ту-95МС — на аэродроме в Узине и 19 Ту-160 — в Прилуках) Москва начала сразу после распада СССР. Особенно ее интересовали современные Ту-160, поскольку в России осталось всего шесть таких действующих самолетов. Но украинцы выставили за самолеты нереальную цену — по $75 млн за штуку.

Как Россия ни пыталась сбить цену или договориться о бартере, предлагая взамен тактические самолеты и запчасти, Киев стоял на своем. ...в 1999 году Украина просто начала их уничтожать — за утилизацию каждого самолета США выделяли по $1 млн. (СУГС!!!)

Ситуация изменилась после войны в Югославии. Москва предложила Киеву скостить долг за поставки энергоносителей. Украина согласилась. За 8 Ту-160 и 3 Ту-95МС, еще способных летать, украинский долг за энергоносители будет уменьшен на $275 млн. При этом к самолетам будут прилагаться комплекты крылатых ракет Х-55 (по 16 штук к каждому Ту-95МС и по 12 — к Ту-160) и наземное оборудование. Соглашение о передаче бомбардировщиков было подписано в Ялте 8 октября 1999 года, а 2 ноября соответствующие постановления своих правительств подписали премьеры Владимир Путин и Валерий Пустовойтенко.

Важность договора очевидна не только из того, что этим вопросом Путин занялся ещё на посту премьер-министра, но и из реакции Путина на проволочки с отправкой самолётов в Россию:

передислокация самолетов должна была начаться еще в среду. Однако Киев приостановил ее под тем предлогом, что необходимо оформить надлежащие документы. А в четверг украинские военные заявили российским коллегам, что к вылету бомбардировщиков оказалась не готова таможня.

По сведениям Ъ, российский министр обороны Игорь Сергеев немедленно доложил о задержке премьеру Владимиру Путину. Вчера утром Путин в телефонном разговоре с украинским премьером Валерием Пустовойтенко потребовал выполнения межправительственного соглашения о передаче бомбардировщиков (оно было подписано 6 октября в Ялте). Лишь после этого Киев дал "добро" на перелет самолетов в Россию.


Про иронию взаимосвязи всех этих событий из нашего времени писать даже неудобно.

СВО
1,21 млн интересуются