Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Радоница: традиции и смыслы

Радоница – день особого поминовения усопших. Всего таких дней в Русской Православной Церкви восемь: это суббота Мясопустная (отмечается за неделю до Великого поста), вторая, третья и четвертая субботы Святой Четыредесятницы, 9 мая – день поминовения воинов-защитников Отечества, Троицкая, Дмитриевская субботы и собственно Радоница. В этой череде Радоница занимает особое место, поскольку является первым поминальным днем после Пасхи. В 2024 году она приходится на 14 мая. На эту дату также перенесено поминовение воинов с 9 мая, пришедшегося на Светлую седмицу. Что стоит знать о Радонице?

Когда нужно праздновать Радоницу?

В девятый день после Пасхи – вторник недели, которая следует за Светлой седмицей.

Святой Амвросий Медиоланский писал, что в этот день «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня».

Вторник выбран в качестве дня поминовения не случайно. Согласно Уставу Церкви, заупокойные богослужения запрещены всю Светлую седмицу и в Фомино воскресенье, а значит, панихиду накануне понедельника совершить невозможно. После же Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим верным.

Что значит слово «Радоница»?

Название особого дня поминовения усопших происходит от слова «радость». Радость от того, что Господь попрал смертию смерть, разрушил адову силу, даровал жизнь «сущим во гробех», сделал гроб источником воскресения. Обо всем этом говорится в Часах Святой Пасхи.

-2

Почему на Радоницу принято посещать кладбище?

Потому что это первый после Пасхи и специально установленный день поминовения усопших.

Многие считают, что посещать место упокоения нужно непременно на Пасху, но это не так. Пасха – это день победы над смертью, болезнью и печалью, это время исключительной радости. Неслучайно по Уставу Церкви всю Светлую седмицу, следующую за Пасхой, поминовение усопших не совершается вовсе, а человека, умершего в Светлое Христово Воскресение, погребают в соответствии с пасхальным чином.

Кладбище на Радоницу принято посещать еще и потому, что это место будущего воскресения усопших, священное место. На кладбище кладут скошенных смертью людей для временного упокоения, для ожидания Суда и определения участи, которая уготована человеку в вечности. Именно поэтому усопшие требуют нашего уважения, а само кладбище – благоговейного отношения.

Более того, Радоницу христиане отмечали на кладбищах уже в III веке. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

Как поминать на кладбище?

Во-первых, нужно позаботиться о чистоте и красоте места, где покоятся наши близкие, – прибрать могилы, укрепить обветшавшие надгробия и кресты.

Во-вторых, на кладбище обязательно нужно помолиться об упокоении душ почивших.

В-третьих, помянуть близких за едой. Это не возбраняется. Но ни в коем случае не оставляйте еду на могилах. Этот обычай не является православным, к тому же продукты привлекают животных, становясь причиной неблагообразного вида захоронений.

-3

Нужно ли идти в храм?

Обязательно! Сначала в храм и только потом на кладбище. Усопшим необходима наша молитва. А лучшим местом для ее совершения является дом Божий.

В храме можно подать записки на Литургию. Сделать это лучше накануне Радоницы.

Можно заказать панихиду. Но при этом важно не только подать записки и заказать требу, важно самим принять участие в богослужении, горячо помолиться о близких и родных.

Кстати, панихида на Радоницу приобретает иной смысл – пасхальный, торжественный. Она состоит из пасхальных стихир, тропарей и прочих песнопений и поется радостно.

Можно пожертвовать в храм продукты, чтобы усопших помянули священнослужители, работники храма, нуждающиеся. Приношение следует оставить на «кануне» – специальном поминальном столе.

Что принести на поминальный стол?

– хлеб и хлебобулочные изделия;

– сахар, крупу и муку;

– растительное масло;

– конфеты и печенье;

– овощи и фрукты.

Нельзя приносить: свежие яйца, молочные продукты, мясо и рыбу!

Кроме продуктов на поминальном столе оставляют записку с именем усопшего, молитв о котором вы просите.

Можно ли помянуть дома?

Если нет возможности прийти в храм и на кладбище, дома мы можем также помолиться – по молитвослову или своими словами. Чин панихиды, совершаемый на Радоницу, легко найти в Интернете.

Можно прочесть кафизмы из Псалтири. Псалтирь – это книга молитв, в ней – непрестанное обращение к Богу, а что может быть лучше как для живого, так и для умершего человека?

Можно приготовить поминальный обед и приступить к нему после пения или чтения Пасхального тропаря, молитв «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». За трапезой лучше всего вспоминать добрые дела усопших.

И ещё – Церковь не одобряет народную традицию поминать почивших алкогольными напитками.

-4

Почему Радоница – праздник? Что празднуем?

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», – поется в пасхальном каноне.

Пасха длится 40 дней. В это время мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» и отвечаем словами: «Воистину воскресе!». Мы делимся радостью о том, что смерть побеждена. И эту радостную весть несем нашим усопшим, которые пребывают в ожидании будущего восстания и обновления, вечной жизни.

Зачем поминать усопших?

Затем, что жизнь любого человека влияет на его посмертную участь и окончательную участь по воскресении, то есть после Второго Пришествия. Пока человек жив, он может исправиться – перестать грешить, начать делать добрые дела, жить по евангельским заповедям.

Человек умерший ничего этого сделать уже не может. И потому мы – его единственные помощники. Мы можем хоть отчасти, но повлиять на состояние души почившего милостыней, молитвой и собственной благочестивой жизнью. Чем чище наша жизнь, тем больше утешение для поминаемого нами усопшего. И это не вымысел – мы все соединены в Церкви и Воскресшем Христе.

Дарья ХОХЛОВА

Публикация сайта Покровской епархии