По данным НИУ ВШЭ, ежегодно в России около 17 миллионов тонн пищевых продуктов превращаются в отходы. Однако большая часть этой еды все еще пригодна для употребления. Фудшеринг позволяет направить невостребованные продукты с истекающим сроком годности тем, кто в них нуждается. «Ямал-Медиа» выяснил у эксперта-маркетолога, приживется ли эта система в России, кто ей воспользуется и как ее популяризировать.
Фудшеринг: суть явления
Фудшеринг — это глобальное движение, цель которого заключается в «спасении» продуктов питания от уничтожения и их передаче нуждающимся. Этот термин происходит от английского food sharing, что означает «распределение еды». Движение включает в себя не только сети быстрого питания и продуктовый ретейл, но и обычных людей. Например, если кто-то купил или приготовил слишком много еды, он может не выбрасывать излишки, которые скоро испортятся, а передать участникам движения. Таким образом каждый может внести вклад в защиту экологии и помочь нуждающимся, пишет Forbes.
Концепция не нова: обмен продуктами существовал еще на заре человечества, задолго до появления капитализма или перепроизводства. Однако в 2012 году благодаря немецкому проекту фудшеринг превратился в полноценное движение с четкой идеей со слоганом: «Делиться вместо того, чтобы выбрасывать». С этого момента стали появляться аналогичные онлайн-проекты, позволяющие малоимущим людям получать готовую еду или продукты, а компаниям — передавать свои продовольственные излишки.
Фудшеринг — это гуманитарная помощь на постоянной основе. Фото: Maria Padro Casas/Shutterstock/Fotodom
Розничный фудшеринг начал активно развиваться в России с 2015 года: заведения общепита начали передавать нераспроданную продукцию в благотворительные банки еды. Летом 2022 года впервые был запущен проект фудшеринга с участием розничных сетей: к инициативе присоединился крупный продуктовый ретейл.
Но в масштабе всей страны эта система пока не прижилась, считает маркетолог-аналитик, специалист по клиентскому сервису и поведенческим факторам Мария Аверкиева.
«Особенно это касается доставки продуктов в отдаленные районы, где нет крупных торговых сетей. Большинство людей, живущих за чертой бедности, находятся именно там».
Мария Аверкиевамаркетолог-аналитик
Кому нужен фудшеринг
Принято считать, что большая часть живущих за чертой бедности в России, — пенсионеры и люди старшего возраста. Однако это не совсем так. Типичный представитель этой категории — человек в возрасте 46—48 лет со средним или средним специальным образованием, работающий за низкую зарплату, отметила Мария Аверкиева. По словам эксперта, есть и другие категории населения, которым не помешает внедрение системы фудшеринга.
Предполагается, что испорченных продуктов в системе фудшеринга не будет. Фото: Ostanina Anna/Shutterstock/Fotodom
«Важно учитывать молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет, испытывающих трудности с кредитами. Это значительная группа риска, учитывая высокий уровень задолженности в стране. Но если говорить о семьях, живущих за чертой бедности, в 45% случаев это семьи с пенсионерами, несовершеннолетними или инвалидами».
Мария Аверкиевамаркетолог-аналитик
Законопроекты о фудшеринге в России: что известно
Четыре законопроекта о фудшеринге рассмотрят в Госдуме во время весенней сессии. Автор инициатив — депутат Артем Метелев. По его словам. российские торговые сети могут передавать нераспроданные продукты питания благотворительным организациям и НКО, но на практике это происходит редко. Причина — при передаче благотворительным фондам торговые сети обязаны оплатить 20% НДС, в то время как за утилизацию платить не нужно.
Законопроекты включают освобождение от НДС для продуктов, передаваемых на благотворительность, введение штрафов за перераспределение просроченной продукции, а также предоставление фондам и НКО права на раздачу таких товаров нуждающимся. Инициативу уже поддержал Минпромторг, пишут «Известия». Представители бизнеса утверждают, что налоговые льготы необходимы, поскольку сейчас участие в программе фудшеринга обходится производителям и ретейлерам дороже, чем утилизация продуктов.
Магазинам проще и дешевле выбросить продукты, чем поделиться ими с нуждающимися. Но все может измениться, если примут законы о фудшеринге. Фото: Maksim Safaniuk/Shutterstock/Fotodom
В 77 российских регионах уже поддержали законопроекты, причем в 71 — без каких-либо замечаний или предложений. Еще в шести — с замечаниями. В Санкт-Петербурге, например, указали, что при безвозмездной передаче товаров получателям не выдают кассовых чеков. Это создает трудности в определении, на каком именно этапе товар может испортиться — в магазине, у волонтера или уже у конечного потребителя.
В Саратовской области подчеркнули, что предложенные инициативы носят рамочный характер и содержат многочисленные ссылки на нормативные акты, требующие дополнительной разработки. Там же предложили законодательно утвердить понятие «минимальный остаточный срок годности пищевых продуктов».
В правительстве Ярославской области поддержали пакет инициатив, но указали, что финансово-экономическое обоснование освобождения от НДС компаний, включенных в систему фудшеринга, нуждается в доработке. В частности, нужно оценить потенциальные потери для федерального бюджета.
Эксперт отметила, что есть и другие аспекты, которые пока не учтены в законопроектах.
«Также следует учесть логистические и этические аспекты. Многие нуждающиеся стесняются открыто признавать свое положение, поэтому важно обеспечить анонимность при получении помощи. Шаги в этом направлении уже сделаны, но предстоит еще много работы по разработке платформ, логистике и донесению информации до нуждающихся».
Мария Аверкиевамаркетолог-аналитик
Как продвинуть фудшеринг в России: советы маркетолога
Обсуждаемые законопроекты, которые поддержали в большинстве регионов, предлагают снижение налоговой нагрузки для продовольственных сетей, что положительно скажется на их участии в благотворительности, считает маркетолог.
«Уже сделан первый шаг: торговые сети начали передавать продукты нуждающимся. Однако впереди много работы: необходимо организовать сбыт этих продуктов, а также логистику доставки непосредственно к тем, кто в них нуждается. Это касается не только пенсионеров и инвалидов, но и молодежи, студентов, которые вынуждены подрабатывать и арендовать жилье во время учебы».
Мария Аверкиевамаркетолог-аналитик
Проверять срок годности продуктов в магазинах в любом случае не помешает. Фото: 8th.creator/Shutterstock/Fotodom
Что касается внедрения фудшеринга, маркетолог порекомендовала использовать современные методы продвижения, включая соцсети и специальные приложения для доступа к услугам.
«Продвижение фудшеринга в интернете, в соцсетях, сотрудничество с блогерами и медийными личностями помогут популяризировать эти услуги. Возможно, стоит выделять гранты для создания соответствующих платформ, которые будут также контролировать сроки годности продуктов».
Мария Аверкиевамаркетолог-аналитик
Ранее врач объяснила, какие продукты приводят к старению организма.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».