1,6K подписчиков

90-ые – кто «за» и кто «против»?

Прошло уже несколько недель, а общественная дискуссия вокруг 90-ых не иссякает, обретая новые направления и ракурсы. Стоит мне зайти в какие-нибудь социальные сети, как я обязательно натыкаюсь на две-три ветки комментариев под постами известных людей, продолжающих рефлексировать на тему 90-х. Все эти комментарии я внимательно читаю, и хочу поделиться с вами несколькими выводами из всего этого обсуждения.

Для меня, как и для многих других, большинство высказываний на эту тему разделились на две группы. Это группа людей, которые вспоминают о 90-ых с горечью и болью, и группа людей, которым удалось пережить эти годы вполне успешно для себя, и плодами этого успеха в том или ином виде они пользуются до сих пор.

Например, именно в те годы, благодаря свободе слова, они приобрели значительную медийность и узнаваемость, и могут монетизировать их даже сегодня, выступая в качестве уважаемых экспертов по каким-то темам или ведя свои медиа-ресурсы. Или же этим людям удалось открыть в 90-ые успешный бизнес, который спас их семью от нищеты, купить хорошую недвижимость или как-то иначе увеличить свой материальный достаток, которым они пользуются и сейчас.

Люди, которые в 90-ые годы жили в большой бедности, будучи взрослыми или молодыми людьми, и даже детьми, мало что хорошего могут про это время сказать. Им не удалось воспользоваться свободами того времени с пользой для себя, они не смогли реализовать себя ни в бизнесе, ни в медиа, ни в политике, они не сумели заставить себя принять те способы заработка, которые в то время предлагались, или же не имели необходимой квалификации для этого.

Они не могли работать в IT-сфере, которая в то время начала бурно развиваться, не могли торговать, ничего не понимали в сфере услуг, недвижимости, общепита, туризма, развлечений, и никак не сумели на этом заработать. У них не было достаточно связей или таланта, чтобы сделать карьеру в популярной культуре, на эстраде, на телевидении, в кино или в журналистике.

Все, что они могли делать – это было лишь то, на что они в свое время учились, то есть, продолжать работать медиками, учителями, воспитателями, инженерами, научными сотрудниками и занимались другими похожими профессиями, которые в те годы оплачивались в высшей степени скудно. Об этих людях в 90-ые никто не заботился и, как минимум, не оплачивал достойно их благородный и тяжелый труд, и они не могут вспоминать эти годы хоть с какой-то толикой благодарности.

Я вижу в соцсетях огромное количество комментариев людей, успешно прошедших 90-ые, в адрес тех, кому так не повезло. Мол, почему же эти люди не взяли клетчатые сумки и не поехали за рубеж за товаром, а потом не встали на рынке родного города торговать? Вот они – да, с высшим педагогическим, медицинским, искусствоведческим, техническим образованием – встали и не побрезговали. И не постеснялись, и не дали своим детям голодать, в отличие от мамы той же Елены Костюченко.

И каждый раз, когда я вижу подобные комментарии, я начинаю искать среди ответов на них мысли, которые первыми в этой ситуации приходят мне в голову. И таких мыслей не нахожу, или нахожу катастрофически мало, что меня ужасно огорчает. Вот они, эти мысли.

emilia-spanish.ru
emilia-spanish.ru

В то время, как эти люди стояли на рынках и торговали привезенными из-за рубежа вещами, их дети продолжали ходить в школы, в спортивные секции и в художественные кружки. А их пожилые родственники продолжали лечиться – худо-бедно, но все-таки – в поликлиниках и больницах. Их дома худо-бедно отапливались, в них поступала (довольно часто) вода, мусор вывозился. И все это обеспечивали полуголодные люди с крошечными и не успевающими за инфляцией зарплатами, которые, к тому же, задерживались, люди, которые отдавали последнее, чтобы накормить и одеть своих детей.

Благополучие же людей, торгующих на рынке, в принципе оказалось возможным только и исключительно потому, что их товары было кому покупать. Что в эти годы, такие страшные для множества людей, были те, кто мог позволить себе купить дорогие товары и продукты на рынке и в частных магазинах. Эти люди хорошо зарабатывали, получали вовремя и зарплату, и всяческие премии, или вели успешный бизнес, получив доступ к бывшим когда-то общим достоянием ресурсам, в том числе, и благодаря пресловутым залоговым аукционам.

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается главный урок 90-ых, который нам необходимо выучить, прежде чем идти дальше в нормальное будущее. И именно для этого вся дискуссия про 90-ые нам сейчас и нужна. Благополучие одного человека никак не может строиться на бедствиях другого – это слишком дорого обходится любому обществу, и мы наглядно можем видеть, к чему это привело конкретно наше общество.

Не все люди могут перестраиваться и переформатировать свою жизнь в погоне за материальным достатком. Но эти люди имеют полное право на достойную материальную компенсацию тех нематериальных ценностей, которые они создают. Возможно, именно тот факт, что такое огромное количество людей, например, вынуждены были бросить профессию преподавателя и встать за прилавок, и обусловил развитие ситуации, в которой сегодня так много людей не отличает добро от зла.

В обществе всегда все взаимосвязано – любые действия в прошлом приводят к определенным последствиям в будущем. Именно поэтому важно заботиться о благополучии абсолютно всех членов общества – и тех, кто может позаботиться сам о себе, и тех, кто не может. Важны все люди, живущие в том или ином обществе, том или ином государстве, нет никого ни лишнего, ни случайного. И только так можно постоянно развиваться и идти вперед, не откатываясь постоянно назад в ужасающих моральных катастрофах.