Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Почему испытания этого самолёта стали новой эрой в самолетостроении?

Сто лет назад - 26 мая 1924 года - прошли испытания первого советского цельнометаллического самолёта АНТ-2. С этого самолета началась история КБ Туполева и его команды.

АНТ-2
АНТ-2

Пассажирский самолет для местных линий, рассчитанный на двух пассажиров, был выпущен в пяти экземплярах в мастерских Кольчугинского завода.

АНТ-2 - первый советский цельнометаллический самолет, сделанный из кольчугалюминия. Состав дюралюминия немцы хранили в тайне, и мы смогли в 1922 году создать на заводе в городе Кольчугино Владимирской области свой сплав, который отличался от дураля присутствием никеля и иным содержанием меди и марганца.

Задание на проектирование было получено в 1923 году от Управления ВВС - создать самолет, который мог бы использоваться как в пассажирском (пилот и 2-3 пассажира), так и военном (пилот и наблюдатель, вооруженные двумя пулеметами) вариантах.

Приняли конструктивное решение о разработке свободнонесущего моноплана с высокорасположенным крылом, в качестве материала выбрали гофрированную обшивку, которая меньше влияла на аэродинамику самолета.

В мае 1924 года, после окончания сборки, АНТ-2 перевезли на Центральный аэродром. Первый пробный полет совершил 26 мая 1924 г. летчик Н.И. Петров.

На следующий день А.Н. Туполев отправил письмо в Научный комитет Главвоздухофлота: "ЦАГИ настоящим сообщает об окончании постройки металлического самолета с мотором "Люцифер" и просит Вашего разрешения о допуске к испытанию его на Центральном аэродроме".

Официальный полет АНТ-2 в присутствии руководства Управления ВВС состоялся 28 мая. На мерном километре скорость составила 169,7 км/ч.

А.Н. Туполев
А.Н. Туполев

В "Вестнике Воздушного Флота" № 6-7 за 1924 г. сообщалось:

"26 мая на Центральном аэродроме им. т.Троцкого в Москве испытывался новый пассажирский самолет АНТ-2, выстроенный Центральным Аэрогидродинамическим Институтом по проекту инж. А.Н.Туполева. Самолет выстроен целиком из русского металла - кольчугалюминия, представляет он собой свободнонесущий моноплан весьма оригинальных, прекрасно обтекаемых очертаний. В передней части фюзеляжа установлен мотор Бристоль-Люцифер в 100 л.с, за ним расположено помещение для пилота и далее кабина для двух пассажиров. Мотор для удобства ремонта легко открывается. Все тяги управления жесткие. Самолет показал прекрасные полетные качества".

1 июля 1924 г. АНТ-2 участвовал в воздушном параде, организованном Обществом друзей воздушного флота.

Позже А.Н.Туполев написал: "День 26 мая 1924 года должен быть отмечен в истории советского самолетостроения. В этот день на центральном аэродроме совершил свой пробный полет первый советский металлический самолет, спроектированный и построенный Центральным аэрогидродинамическим институтом научно-исследовательского отдела ВСНХ".

Единственный сохранившийся экземпляр самолета АНТ-2, отреставрированный после пожара, экспонируется в Музее ВВС в г. Монино.
Единственный сохранившийся экземпляр самолета АНТ-2, отреставрированный после пожара, экспонируется в Музее ВВС в г. Монино.