Если идти по Каменноостровскому проспекту от метро Петроградская, серый и большой дом трудно не заметить. Конструктивизм в архитектуре меня никогда не привлекал, пока 2 года назад не прочитала статью о первом жилом доме Ленсовета на канале «Петербург и не только».
Увы, автор бросил канал год назад, но иногда по старой памяти наведывается ко мне и оставляет комментарии, мне, конечно, очень приятно.
В праздничные дни решила изучить здание детально. Строение оказалось более чем интересным.
Архитектор Евгений Адольфович Левинсон уроженец Одессы. В возрасте 10 лет его привезли в Петербург и определили в училище принца Ольденбургского. Далее была учеба в Институте гражданских инженеров, в Академии художеств, между делом он участвовал во всевозможных конкурсах. К началу 30-х стал известным архитектором Ленинграда и ему выпала честь строить дом для партийной элиты города.
Проект разрабатывался тщательно вместе с И.И. Фоминым. Если войти во двор, то можно увидеть, что боковые корпуса смотрят окнами друг на друга. Возможно, Левинсон этим хотел сказать, что мы по-прежнему вместе и видим друг друга.
Река Карповка оденется в гранит только в 60-х. Во время строительства место было просторное, на другом берегу находился парк, и жители, отдыхая от трудов праведных, могли любоваться течением реки и деревьями.
Дом установили на гранитный стилобат, чтобы в случае выхода реки из берегов променад оставался неотъемлемой частью вечернего отдыха. В благоприятную погоду, спустившись по ступенькам можно было присесть на гранитные скамьи, рядом с которыми архитекторы разместили барельефы с колосьями ржи, как символ сельского хозяйства и танк – эмблему тяжелой промышленности.
Главный фасад имеет радиусную форму, повторяя изгиб реки. Центральную часть здания украшает прямоугольная арка, которую поддерживают тонкие колонны, вход во двор скрывает распашная, ажурная решетка. Рядом находится мемориальная доска, посвященная актеру Юрию Юрьеву.
На втором этаже расположена открытая галерея. Отпрыски партийных работников посещали детский сад, находящийся в этом же доме и в ненастную погоду имели возможность прогуливаться на свежем воздухе.
К дверям детского учреждения со двора ведет мощная лестница, которую комиссия не одобрила, считая, что зимой ступени покроются наледью и подъем на второй этаж станет опасным.
Именно во дворе хорошо просматривается графичность объекта. Серая гранитная крошка, разновеликие окна, острые углы придают дому элегантную сдержанность.
Кроме детского сада проект предусматривал магазин, парикмахерскую, помещения для помощников по хозяйству, на крыше оборудовали солярий, квартиры оснастили мебелью, кладовыми и вентиляцией.
Предполагалось, что в доме будет жить С.М. Киров – первый секретарь Ленинградского обкома, но не пришлось.
Е.А. Левинсон хотел получить здесь квартиру, но жилье ему предоставили на Каменноостровском проспекте. Возможно, это и к лучшему, потому что после покушения на Кирова начались репрессии и жильцы из дома на Карповке стали исчезать один за другим.
Со двора ведет калитка на улицу Литераторов. С этой стороны дом скрывает ограждение с ритмично расположенным орнаментом.
Квартир в доме 76, от 1 до 6 комнат, часть находится в собственности, часть остались коммунальными. Публика, судя по бюджетным машинам во дворе, проживает в доме обычная. Детский сад по-прежнему работает.
Вернемся на Каменноостровский и посмотрим еще на одну работу Левинсовна - ДК Ленсовета. Свекровь рассказывала, как девчонками они бегали танцевать на «промку».
Здание ДК Ленсовета знакомо мне с детства, бывала здесь на елке, в юности несколько раз ходила в кино. Внутренние помещения вспоминаются как большой сарай с затоптанным паркетом.
В начале 20 века на этом месте был построен «Спортинг-Палас», который разобрали и на его месте вырос ДК Промкооперации. Коробку катка не разрушили, а использовали при строительстве. В «промке» появились театральный и танцевальный залы, библиотека, кинозал, выставочные помещения.
Здание не отличалось изысканностью форм – длинный серый фасад с ленточными окнами был довольно скучный и в проект внесли изменения.
Над центральным входом появился барельеф прославляющий труд и искусство.
Башня с часами на углу здания должна была добавить привлекательности и сгладить монотонность постройки.
50-метровая башня не была достроена, что не пошло во благо общей архитектуре здания.
Давно не была внутри, но вывесок с названиями организаций прибавилось.
Спасибо, что прочитали!