Найти тему
Страны и люди.

Мегапроект «Атлантропа». И целого моря мало.

Когда-то давно человечество выживало, приспосабливаясь к условиям жизни на планете. Но с годами ситуация поменялась. И теперь уже хомо сапиенс строит планы, и диктует условия будущего развития мира. Робкие мечты стали превращаться в детальные проекты, один масштабнее другого. Большинство из этих идей, к счастью, так и осталась на бумаге. Одним из таких мегапроектов стала «Атлантропа» - идея осушения части Средиземного моря, и создания Соединенных Штатов Европы и Африки.

Дамбы и электростанции  по проекту Зёргеля должны были дать огромное количество дешевой энергии. Фто с сайта https://www-environmentandsociety-org.translate.goog/arcadia/atlantropa-endless-energy-mediterranean-sea?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc
Дамбы и электростанции по проекту Зёргеля должны были дать огромное количество дешевой энергии. Фто с сайта https://www-environmentandsociety-org.translate.goog/arcadia/atlantropa-endless-energy-mediterranean-sea?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

Автором проекта стал немецкий архитектор Герман Зёргель, который в 1927 г. предложил понизить уровень Средиземного моря при помощи дамб. По задумке автора, это позволило бы получить огромное количество электроэнергии, и дополнительно – получить для освоения новые отвоеванные у моря территории. Европа и Африка могли стать единым суперконтитентом, вместо старого Средиземного моря появилось бы новое – Сахарское, а континентальная Италия соединядась бы с островом Сицилией сухопутным перешейком. Сицилия бы, в свою очередь, соединялась с Африкой дамбой. Таким образом, Средиземное море (или то, что от него оставалось), было бы разрезано на две части. Климат пустыни Сахары должен был стать мягче, и в целом, она была бы пригодна для ведения сельского хозяйства. Попутно, при помощи бассейна реки Конго, задумывалось создание Конголезского моря.

С годами Зёргель неоднократно менял и дополнял свой проект, который постепенно расширялся, вовлекая в свою орбит все большую территорию и количество народов. Задумывались новые дамбы, осушения, затапливания, электростанции, и другие масштабные стройки – с фантазией у автора все было в порядке.

Автор и его сторонники видели главные плюсы проекта в получении огромного количества дешевой энергии, и возникновении новых пригодных для освоения территорий. А также - укрощение пустыни Сахары, и получение новых транспортных маршрутов. Противники же гигантской стройки указывали на неизбежное изменение климата, появление солончаковых пустынь на осушенных участках моря, и на проблемы жителей бывших прибрежных городов, готорые в один миг превратятся в удаленные от берега. Понятно, что жители приморских городов Южной Европы не могли с этим согласиться.

Думается, что перечисленные минусы – далеко не все из тех, с которыми человечество могло столкнуться, решив реализовать этот безумный проект.

К счастью, к реализации Атлантропы человечество так и не приступило. Иначе жители Европы и Африки могли столкнуться с огромными экологическими и социальными проблемами, по сравнению с которыми нынешние показались бы просто семечками. Необходимо отметить, что в те годы европейцев мало интересовали судьбы народов Африки. Зёргель не был исключением. Все, что он предлагал, задумывалось исключительно для целей повышения благосостояния жителей европейского континента, а также – для удобства последующей колонизации Африки.

В свете нынешней ситуации с миграцией жителей Африки в Европу, можно предположить, что реализация данного проекта сильно облегчила бы жизнь огромным массам переселенцев, которые пешком бы отправились покорять Старый Свет.
План "разрезания" Средиземного  моря дамбой с последующим понижением его уровня на 200 метров. Фото с сайта mavink.com
План "разрезания" Средиземного моря дамбой с последующим понижением его уровня на 200 метров. Фото с сайта mavink.com

Получив отказ от властей, автор проекта на время вынужден был отложить свою идею, однако, когда обстановка изменилась, Зёргель вернулся к своей идее. Он писал многочисленные статьи, в которых пытался склонить на свою сторону представителей крупного бизнеса. И, надо заметить, что идея объединить технический и финансовый потенциал Европы с сырьевыми возможностями Африки, многим пришлась по вкусу. Конец проекту Атлантропа положила внезапная трагическая смерть его автора в автомобильной аварии. После этого идея осушения Средиземного моря и объединенного континета была забыта.