Когда-то давно человечество выживало, приспосабливаясь к условиям жизни на планете. Но с годами ситуация поменялась. И теперь уже хомо сапиенс строит планы, и диктует условия будущего развития мира. Робкие мечты стали превращаться в детальные проекты, один масштабнее другого. Большинство из этих идей, к счастью, так и осталась на бумаге. Одним из таких мегапроектов стала «Атлантропа» - идея осушения части Средиземного моря, и создания Соединенных Штатов Европы и Африки.
Автором проекта стал немецкий архитектор Герман Зёргель, который в 1927 г. предложил понизить уровень Средиземного моря при помощи дамб. По задумке автора, это позволило бы получить огромное количество электроэнергии, и дополнительно – получить для освоения новые отвоеванные у моря территории. Европа и Африка могли стать единым суперконтитентом, вместо старого Средиземного моря появилось бы новое – Сахарское, а континентальная Италия соединядась бы с островом Сицилией сухопутным перешейком. Сицилия бы, в свою очередь, соединялась с Африкой дамбой. Таким образом, Средиземное море (или то, что от него оставалось), было бы разрезано на две части. Климат пустыни Сахары должен был стать мягче, и в целом, она была бы пригодна для ведения сельского хозяйства. Попутно, при помощи бассейна реки Конго, задумывалось создание Конголезского моря.
С годами Зёргель неоднократно менял и дополнял свой проект, который постепенно расширялся, вовлекая в свою орбит все большую территорию и количество народов. Задумывались новые дамбы, осушения, затапливания, электростанции, и другие масштабные стройки – с фантазией у автора все было в порядке.
Автор и его сторонники видели главные плюсы проекта в получении огромного количества дешевой энергии, и возникновении новых пригодных для освоения территорий. А также - укрощение пустыни Сахары, и получение новых транспортных маршрутов. Противники же гигантской стройки указывали на неизбежное изменение климата, появление солончаковых пустынь на осушенных участках моря, и на проблемы жителей бывших прибрежных городов, готорые в один миг превратятся в удаленные от берега. Понятно, что жители приморских городов Южной Европы не могли с этим согласиться.
Думается, что перечисленные минусы – далеко не все из тех, с которыми человечество могло столкнуться, решив реализовать этот безумный проект.
К счастью, к реализации Атлантропы человечество так и не приступило. Иначе жители Европы и Африки могли столкнуться с огромными экологическими и социальными проблемами, по сравнению с которыми нынешние показались бы просто семечками. Необходимо отметить, что в те годы европейцев мало интересовали судьбы народов Африки. Зёргель не был исключением. Все, что он предлагал, задумывалось исключительно для целей повышения благосостояния жителей европейского континента, а также – для удобства последующей колонизации Африки.
В свете нынешней ситуации с миграцией жителей Африки в Европу, можно предположить, что реализация данного проекта сильно облегчила бы жизнь огромным массам переселенцев, которые пешком бы отправились покорять Старый Свет.
Получив отказ от властей, автор проекта на время вынужден был отложить свою идею, однако, когда обстановка изменилась, Зёргель вернулся к своей идее. Он писал многочисленные статьи, в которых пытался склонить на свою сторону представителей крупного бизнеса. И, надо заметить, что идея объединить технический и финансовый потенциал Европы с сырьевыми возможностями Африки, многим пришлась по вкусу. Конец проекту Атлантропа положила внезапная трагическая смерть его автора в автомобильной аварии. После этого идея осушения Средиземного моря и объединенного континета была забыта.