Президент России подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Документ определяет законодательно, как именно государство будет заниматься историческим просвещением граждан. В чём его важность, рассказал доктор исторических наук, профессор факультета истории, политологии и права Вардан Эрнестович Багдасарян.
«Принятие Указа „Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения” — третья большая победа в области восстановления ценностного суверенитета. Как известно, в 2014 году был принят Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», а в 2022 — «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
История — это не просто наука о прошлом. Через историю осмысливается связь прошлого и настоящего, формируется система самосознания, ценностей и смыслов. Гибель СССР, следует напомнить, началась с дискредитации советского прошлого, явившегося началом демонтажа всей государственности. Недавно принятый Указ большое значение уделяет именно противодействию дискредитации российской истории, попыткам отрицания и умаления роли России в мировом историческом процессе.
Мы, хотим того или нет, живём в пространстве «войн памяти». Известно, что победивший в войне за прошлое побеждает и в войне за настоящее. Однако это не означает фальсификации истории, к которой, на что обращается внимание в Указе, прибегают наши противники. Напротив, подчёркивается приверженность научному подходу, а само историческое просветительство определяется как деятельность, осуществляемая на фундаменте исторической науки.
Историческое образование, особенно школьное, несомненно, требовало пересмотра. В первую очередь, из-за отсутствия единых методологических подходов видения истории. А ведь таких подходов существует множество! Их эклектическое применение приводило к мозаичности восприятия прошлого. Зачастую использовались различные модификации либеральной версии истории, которые подводили обучающих к деструктивным антигосударственным выводам.
Указ впервые чётко определил, на какой методологической платформе мы представляем российский исторический процесс. Это цивилизационный подход и сопряжённый с ним взгляд на историю России как государство-цивилизацию. Такое видение предполагает принятие нового историко-культурного стандарта и, соответственно, разработку новых учебников истории. Цивилизационный подход означает, что Россия как цивилизация опирается на свои идентичные ценности. Для неё характерна своя непохожая на других система жизнеустроения, и её путь развития не повторяет пути других цивилизаций. Указ в этом смысле является сам по себе исторической вехой, ознаменовавшей поражение идеологии западничества в России.
Указ подчёркивает преемственность российской истории. Позиция преемственного представления истории Отечества означает концептуально, что Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз и современная Россия — единая, исторически воспроизводимая цивилизация. И это означает призыв к прекращению противопоставления друг другу разных периодов российского прошлого.
Указ вместе с тем ориентирует и на соответствующие позиции в истории всеобщей. Заявляется о противодействии в сфере исторического просвещения неоколониализму, неоимпериализму и неонацизму. Практически это может означать развёртывание широкого международного сотрудничества по формированию повестки деколонизации истории, пересмотру навязанной Западом человечеству западноцентричной версии представления исторического процесса.
Особо отрадно то, что Указом ставится задача повышения престижа профессий, связанных с историческим просветительством. Это должно означать поддержку в подготовке кадров — историков и учителей истории. Так было всегда — в периоды тяжёлых испытаний для любой страны учителя истории оказывались фигурами принципиальной общественной значимости».
Указ Президента — важный шаг в области исторического просвещения молодёжи и подготовки нового поколения молодых просветителей!