51,7K подписчиков

"Жить, чтобы жить" (Франция-Италия), "Жизнь, любовь, смерть" (Франция), "Бандит" (1970) и другие фильмы Клода Лелуша

Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.

Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Ив Монтан, Анни Жирардо, Кэндис Берген, Ирен Тюнк, Анук Фержак, Амиду и др. Кинопрокат во Франции: с 14 сентября 1967 (2,9 млн. зрителей). Кинопрокат в СССР: с 20 октября 1975.

На волне триумфа «Мужчины и женщины» (1966) Клод Лелуш снял своего рода продолжение этой истории любви – драму «Жить, чтобы жить».

Однако здесь был взят куда более широкий ракурс: в одном из интервью Лелуш говорил, что на этот раз хочет показать любовь на самом широком фоне мировых событий… По сюжету это оправдывалось тем, что главный персонаж был журналистом-международником…

Переживая в это время роман с Анни Жирардо (1931-2011), Клод Лелуш пригласил ее на главную роль в этом фильме в паре с Ивом Монтаном (1921-1991). Они-то и сыграли кризис любви мужчины и женщины именно на том фоне, о котором говорил Лелуш.

В картина была интересно смонтирована, в ней снова было много замечательной музыки Френсиса Лея (1932-2018)... Словом, во всем чувствовалась уверенная режиссерская рука.

«Жить, чтобы жить» в СССР купили для кинопроката сразу же после мировой премьеры, но пока фильм дублировали на русский язык и готовили к всесоюзному кинопрокату, Ив Монтан осудил ввод советских войск в Чехословакию. Так что картина отправилась на полку, и была выпущена на экран только осенью 1975 года.

Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-2

Жизнь, любовь, смерть / La Vie, l'amour, la mort. Франция, 1968. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен. Актеры: Амиду, Каролина Селье, Жанин Маньян, Анни Жирардо, Робер Оссейн и др. Кинопрокат во Франции: с 1969 (1,3 млн. зрителей).

Франсуа женат, у него есть ребенок. Но в прошлом он был… серийным убийцей проституток, и вот кровавое прошлое снова дает о себе знать… В итоге его приговаривают к смертной казни…

В свое время киновед Янина Маркулан (1920-1978) возмущалась тем, что в драме «Жизнь, любовь, смерть» режиссер стремился «вызвать у зрителя ощущение, что он присутствует при настоящем следствии и самой что ни на есть настоящей казни. Таким образом, документализм здесь — лишь средство вызвать шок, состояние аффекта. И действительно, когда медленно, поразительно подробно и одинаково фиксируются пароксизм страха у Франсуа на последних шагах к гильотине и механизм действия гильотины, когда опускается нож над напряженным горлом человека и слышен через секунду звук падающей головы, кто может остаться спокойным!» (Маркулан, 1972).

Но, наверное, можно согласиться с Я. Маркулан в том, что протест Клода Лелуша против смертной казни заявлен в фильме «Жизнь, любовь, смерть» довольно странно: главным персонажем картины избран не какой-то человек, случайно или в аффекте самообороны совершивший убийство, а серийный убийца на сексуальной почве (то, что он психически болен, на мой взгляд, не слишком меняет дело). А это, действительно, «снимает серьезный разговор о праве общества на смертную казнь» (Маркулан, 1972).

По ходу развития сюжета этого фильма становится ясно, что Клод Лелуш и его актер Амиду (1935-2013) изо всех сил пытались вызвать к своему персонажу сочувствие (ну, например, сентиментально показывают, что Франсуа любит своего ребенка). Однако лично у меня это никакого сочувствия не вызывает…

Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-3

Человек, который мне нравится / Un homme qui me plaît. Франция-Италия, 1969. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Пиното, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Каз Гарас, Питер Бергман и др. Кинопрокат во Франции: с 3 декабря 1969 (1,4 млн. зрителей).

…Голливуд. Композитор Анри (Жан-Поль Бельмондо) пишет музыку для фильма. А в нем снимается Франсуаза (Анни Жирардо). Оба француза чувствуют себе в Америке чужими, что, самом собой, их сближает, хотя у обоих во Франции остались семьи…

На мой взгляд, это тот случай, когда звезда затмила режиссера, лишив его «фирменного стиля». Жан-Поль Бельмондо (1933-2021), находившийся в ту пору на пике своей «суперменской» формы сделал из своего персонажа «хозяина жизни» и покорителя женских сердец. Он явно тянул одеяло на себя, превращая фильм в свой откровенный бенефис… На этом фоне даже Анни Жирардо (1931-2011) как-то ушла в тень. И это при её практически неограниченных актерских возможностях!

В итоге фильм, на мой взгляд, получился очень ярким, но каким-то «открыточным»…

Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-4

Бандит / Проходимец / Le Voyou. Франция-Италия, 1970. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Клод Пиното, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Даниэль Делорм, Шарль Жерар, Кристин Лелуш, Ив Робер, Жюдит Магр, Альдо Маччоне, Амиду, Жак Дониоль-Валькроз, Шарль Деннер, Саша Дистель и др. Кинопрокат во Франции: с 20 ноября 1970 (2,4 млн. зрителей).

Ироничный триллер Клода Лелуша с трудно переводимым на русский язык названием “Le Voyou” («Бандит», «Негодяй», «Проходимец») рассказывает историю обаятельного преступника (Жан-Луи Трентиньян), «по-швейцарски» тщательно рассчитывающего все свои криминальные дела…

Действие здесь закручено лихо и непредсказуемо, без провисаний и «передышек». Всё происходящее на экране напоминает опасную, но веселую игру, в значительной степени - пародийную. Картина снята с операторским и монтажным шиком, персонаж Жана-Луи Трентиньяна (1930-2022), конечно, мгновенно завоевывает симпатии зрителей. И именно по этой причине этот фильм был не куплен для советского кинопроката…

Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-5

Смик, смак, смок / Smic, Smac, Smoc. Франция, 1971. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уиттерхувен. Актеры: Катрин Аллегре, Амиду, Шарль Жерар, Жан Коломб, Френсис Лей, Пьер Уйттерхувен, Клод Пиното, Клод Лелуш и др. Кинопрокат во Франции: с 1971 (0,3 млн. зрителей).

Рабочие верфи и друзья Шарло, Жанно и Робер называют друг друга Смик, Смак и Смок. Однажды они решают отправиться отдохнуть в Сен-Тропе на украденном ими роскошном авто…

В эту вроде бы вполне комедийную криминальную историю (снятую им всего за восемь дней!) Клод Лелуш добавляет политическую ноту, напоминающую о парижском бунте мая 1968 года, когда один из персонажей произносит почти большевицкую речь: «Когда наступит Большая ночь - или революция - и вас, богачей, будет судить пролетариат, я буду свидетельствовать в вашу пользу, если вы будете уступчивы; в противном случае вы будете осуждены!».

На мой взгляд, комедия получилась в целом незамысловатой, без присущего многим фильмам Клода Лелуша шарма, и смотреть ее сегодня захотят, наверное, немногие зрители. Впрочем, во французском кинопрокате 1971 года она тоже прошла без какого-то заметного успеха…

Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre / Vivere per vivere. Франция-Италия, 1967. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уйттерховен.-6

Приключение - это приключение / L’Aventure, c'est l'aventure. Франция-Италия, 1972. Режиссер и сценарист Клод Лелуш. Актеры: Лино Вентура, Жак Брель, Шарль Деннер, Шарль Жерар, Альдо Маччоне, Пруденс Харрингтон, Софи Буде, Джонни Холлидей, Анни Керани, Николь Курсель, Ив Робер, Андре Фалькон, Хуан Луис Бунюэль и др. Кинопрокат во Франции: с 4 мая 1972 (3,8 млн. зрителей).

В комедии «Приключение - это приключение» Лино Вентура (1919-1987), Жак Брель (1929-1978), Шарль Деннер (1926-1995), Шарль Жерар (1922-2019) и Альдо Маччоне с неподражаемой иронией и сарказмом сыграли бандитов, выбирающих для своих преступлений весьма необычные ходы.

В этом фильме Клоду Лелушу удалось всё: и искрометные диалоги, и едкая сатира, и занимательная динамика действия.

Наверное, никогда – ни до ни после - фильмы Клода Лелуша не были так политизированы. В «Приключении..» от режиссера и сценариста досталось всем: левым, и правым, марксистам и военным диктаторам, маоистам и повстанцам «кубинского образца»…

В связи с этим в одном из интервью Клод Лелуш сказал так: «В то время, когда я создавал «Приключение - это приключение», идеологическая конфронтация была на пике. … Франция никогда не была настолько политизирована. Я хотел снять эту путаницу, которая, в конце концов, заставила меня рассмеяться. Я хотел показать, до какой степени интеллектуалы все смешивают: их соблазняет любая речь, если говорящий обладает харизмой. Я хотел рассказать о бандитах, которым на все наплевать, но которые используют политику для зарабатывания денег. Фильм пользуется успехом и становится культовым».

В самом деле, «Приключении..» - второй по популярности фильм Клода Лелуша. Больше зрителей было только у «Мужчины и женщины»…

Киновед Александр Федоров